Россия выразила желание продать Ирану пять ядерных реакторов, несмотря на то, что США считают, что экспорт российских технологий помогает Тегерану разрабатывать оружие массового поражения.
Это решение может испортить отношения США и России, успешно развивающиеся с тех пор, как президент Владимир Путин поддержал американскую войну с терроризмом после трагедии 11 сентября. Вашингтону давно не нравятся близкие отношения России и Ирана, государства, которое по мнению Белого дома является частью "оси зла". Ведь часто высказывается мнение, что Иран финансирует терроризм.
Между Россией и США возникли разногласия в связи с участием Москвы в строительстве ядерного реактора мощностью 1000 мегаватт на станции Бушер, расположенной на берегу Персидского залива. Вашингтон считает, что одновременно Москва может упростить Ирану задачу по созданию атомной бомбы. В мае на московском саммите Путин и Буш не пришли к согласию по этому вопросу.
Администрация Буша пытается заставить Россию прекратить участвовать в работах на Бушере. Россия не хочет отказываться от проекта стоимостью в 800 млн. долларов. В этих средствах крайне нуждается бедствующая ядерная энергетика страны. Москва настаивает, что реактор будет использоваться исключительно в мирных целях.
В двенадцатистраничной резолюции, подписанной премьер-министром Касьяновым, говорится о строительстве трех реакторов в Бушере и двух - на станции Ахваз, расположенной неподалеку от границы с Ираком. В резолюции представлен план разработки нефтегазовых месторождений Ирана, совместного строительства газопровода между Ираном и Индией, сотрудничества в металлургической, авиационной и телекоммуникационной промышленности. "Газпром" уже разрабатывает газовое месторождение "Южный Парс" вместе с французской TotalFinaElf SA и малазийской Petroliam Nasional Bhd.
В рамках программы предполагается совместно разрабатывать месторождение Хенгам, расположенное между Ираном и Омаром в проливе Хормуз. С список внесен также проект российской "Славнефти" и National Iranian Drilling Co. по увеличению объемов добычи на существующих нефтяных месторождениях Ирана.
Ожидается, что план будет обсуждаться на этой неделе в Москве, куда прибывает министр энергетики США Спенсер Абрахам.