В списке обязательного чтения место трагических повествований о репрессиях займут более "патриотичные" произведения
Дебаты носят резкий и очень эмоциональный характер, поскольку для русских литература всегда была гораздо более значимым средством познания и понимания окружающего мира, чем история или политология.
Спустя десятилетие после того, как политические реформы открыли шлюзы для критических исследований советского прошлого, потихоньку предпринимаются шаги по обузданию преподавания литературы ? исключаются из программы такие диссидентские романы, как "Доктор Живаго", и леденящие душу повести о советских лагерях. Ради более "патриотичных" произведений.
В ходе пересмотра списка обязательного чтения для старшеклассников предлагается вернуться к классическим произведениям, которые школьники читали в 1970-е годы: книгам Максима Горького, "Разгрому" Александра Фадеева и всем четырем томам эпопеи Михаила Шолохова "Тихий Дон".
Группа известных либеральных писателей начала кампанию против предлагаемых изменений, обвиняя правительство в том, что оно "позволяет силам прошлого нанести удар по будущему", повторяя в школе трагедию советского тоталитаризма.
По их словам, в списке нет таких когда-то запрещенных книг, как "Колымские рассказы" Варлама Шаламова, написанные после 17 лет, проведенных в сибирском лагере. Вместо "Доктора Живаго", романа нобелевского лауреата Бориса Пастернака, школьникам предлагается читать его стихи.
Первоначально комитет, в основном состоящий из авторов учебников советской поры, предлагал исключить из списка почти все произведения Анны Ахматовой, известной резкими выступлениями против большевизма и мучительной болью из-за ареста ее сына. В первоначальный проект было включено лишь несколько написанных ею патриотических стихотворений.
"Нас беспокоит откат к реставрации и консерватизму, мешающий формированию у будущих поколений демократических убеждений и социальной ответственности, ? говорится в опубликованном в июле письме либеральных писателей. ? Советские каноны по-прежнему угрожают историческому знанию, обретенному нами в последнее десятилетие, знанию о репрессивном тоталитарном режиме и его влиянии на людей, страну и культуру".
Дебаты носят резкий и очень эмоциональный характер, поскольку для русских литература всегда была гораздо более значимым средством познания и понимания окружающего мира, чем история или политология.
"По сути, научить детей критически мыслить, быть свободолюбивыми, научить их быть толерантными, способными понимать точку зрения другого, признавать, что одной правды не существует ? задача литературы", ? заявил Евгений Сабуров, бывший лидер Крыма, входящий в национальный совет, который занимается пересмотром программы.
Но, по его словам, создание нового образовательного стандарта по литературе было отдано в руки авторов советских учебников, "у которых очень сильна связь с советским прошлым. Я не могу объяснить, как это получилось, но, когда мы увидели результат, пришли в ужас".
Помимо пересмотра списка обязательного чтения, заявил он, комитет определил новые цели преподавания литературы, в том числе развитие "патриотизма" и "формирование универсально образованного человека".
"Это клише, взятое непосредственно из советских времен, ? отметил Сабуров. ? Случилось так, что тема сталинских репрессий в нашей стране полностью исчезла из программы".
В ответ на общественное возмущение правительство попросило Сабурова сформировать еще один комитет и разработать альтернативный список. В новый список включен, например, "Реквием" Ахматовой, где есть такие строки:
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего погребального дня.
В новый список включены и произведения умершего в сталинских лагерях Осипа Мандельштама, которого часто называют одним из лучших русских поэтов XX века. Группа Сабурова пошла на прямое столкновение с авторами первого списка, имена которых не разглашаются, и выступила против чтения полностью "Тихого Дона" на том основании, что у школьников не останется времени на другие книги.
Пока ни один из списков не одобрен министром образования Владимиром Филипповым, который намерен провести нынешним летом общественные слушания и только потом принимать решение.
Анатолий Пинский, учитель физики, являющийся советником министра, заявил, что пересмотр программы имеет не политическую, а практическую цель ? сделать так, чтобы школьникам хватало времени на другие предметы.
"Не забывайте, что "Война и мир" тоже состоит из четырех томов, но никто не предлагает исключить эту книгу из программы, а ведь есть и другие предметы, ? сказал Пинский. ? Преподаватели математики, химии, биологии сражаются за включение в программу каждой формулы, как за Сталинград. То же самое происходит с литературой, но здесь есть еще и идеологический компонент".
Пинский отметил, что либералов беспокоит патриотизм как цель преподавания литературы, но, по его мнению, разрушение советского режима и его стремления привить любовь к государству пробило брешь в системе ценностей.
"Мы покончили с советской системой, замечательно, ? сказал он. ? Но осталась пустота. Мы ничего не предложили, чтобы ее заполнить".
Писателей, подписавших письмо, именно это и беспокоит: люди, имеющие политические цели, будут использовать школьную литературу как средство навязывания обществу определенного отношения к прошлому.
"Я даже не стану говорить, что это делается по указанию Путина. Это инициатива бюрократов из министерства образования", ? заявил Владимир Войнович, писатель и бывший диссидент.
"Как и везде, они забились в свои норы, тоскуют о советских временах и ловят запах перемен, ? сказал Войнович. ? В последнее время в воздухе распространяется знакомый запах. И они решили высунуться и действовать".