Активистку российской оппозиции насильно поместили в психиатрическую больницу неподалеку от полярного города Мурманска, сообщил вчера экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.
Эта акция стала местью со стороны властей за статью, в которой 48-летняя правозащитница Лариса Арап выступила с критикой в отношении практикуемых в детских палатах психиатрических лечебниц методов, сказал Каспаров.
Лариса Арап, член Объединенного гражданского фронта, который возглавляет Каспаров, подвергается лечению принудительно, заявил он.
По словам правозащитников, это не первый случай принудительного помещения в психушку по политическим мотивам в период правления в России президента Владимира Путина. Они осудили этот инцидент, заявив, что он возвращает к советским временам. Каспаров сказал: "Чиновники могут быть разные - чиновники от медицины, чиновники от армии, чиновники от "Газпрома" - но в конечном счете власть сегодня рассматривает любое покушение на чиновничий беспредел как политический вызов и применяет самые жесткие карательные меры".
Власти заняли жесткую позицию в отношении оппозиционных групп и агрессивно разогнали демонстрации движения "Другая Россия" в Москве и Санкт-Петербурге в начале этого года. Участниками этого движения являются Каспаров и недавно запрещенная Национал-большевистская партия.
Лариса Арап на прошлой неделе посетила психиатра, чтобы получить свидетельство о медосмотре, необходимое для продления водительских прав, говорит Каспаров. Врач спросил, не она ли написала статью, в которой говорилось об использовании шоковой терапии в детских отделениях психиатрических больниц. Когда Арап подтвердила, что это была ее статья, ее с милицией препроводили в суд, где были предъявлены документы, свидетельствующие о том, что она нуждается в медицинском уходе.
Врач районной мурманской психиатрической больницы Евгений Николаевич не подтвердил, была ли Арап госпитализирована, но сказал, что пациентов никогда не кладут в психиатрические больницы на основании их политических взглядов.
"Впервые об этом слышу. Чтобы такое случалось в этой больнице - такого не бывало. У нас в больнице лечат психически больных людей, - сказал он, добавив: - Случается, что диссиденты оказываются психически больными людьми".
В советские времена принудительная госпитализация была устрашающим инструментом усмирения инакомыслящих. Противники режима под самыми несуразными предлогами оказывались в смирительных рубашках.
Хотя закон 1992 года сделал принудительное лечение более сложным без решения суда, многие психиатры были недовольны тем, что утратили власть. В 2004 году врачи из Института Сербского в Москве добились отменны этих поправок.
Первым случаем помещения журналиста в психиатрическую больницу после краха Советского Союза стала история Андрея Новикова, который писал статьи с критикой действий советских вооруженных сил в Чечне, говорит Олег Панфилов, директор Центра экстремальной журналистики в Москве. Новиков находился в больнице в течение года, практически не имея контакта с внешним миром. Российские психиатрические учреждения, не получающие достаточно средств, печально известны своими чудовищными условиями.
В нынешнем политическом климате возвращение к практике советских времен не вызывает удивления. Панфилов говорит: "Если в правительстве оказываются офицеры КГБ, они пытаются восстановить то, что было при Советском Союзе: пропаганду, цензуру и репрессии".