Всеми силами правящая с 2001 года в Молдавии Партия коммунистов противится грозящей ей потере власти, пишет корреспондент Frankfurter Allgemeine ZeitungМихаэль Мартенс, добавляя, что необходимого для избрания президента парламентского большинства в три пятых голосов партии Владимира Воронина набрать вряд ли удастся.
Конец однопартийной системы правления в Кишиневе, продолжает издание, стал очевиден еще до очередных парламентских выборов 5 апреля. Однако за выборами одно за другим последовали три невероятных события: во-первых, в ночь после выборов пропрезидентская компартия объявила, что, вопреки результатам опросов, она получила абсолютное большинство в парламенте. Во-вторых, неожиданной стала реакция оппозиции: после начавшихся мирных акций протеста оппозиция ее сторонники перешли в открытое наступление, на зданиях были укреплены флаги ЕС и Румынии. Президент Воронин обвинил в подстрекательстве Бухарест.
Чтобы привести в чувство разбушевавшуюся толпу, был назначен пересчет голосов, в результате которого выяснилось, что коммунистам не хватает всего одного мандата. "Тогда никто не сомневался, что коммунистам удастся "организовать" себе недостающий голос при помощи оппозиции", - продолжает журналист, добавляя, что тут произошло третье знаменательное событие. Оппозиция держалась стойко, и на сторону партии власти не переметнулся ни один из ее членов.
С того момента Партия коммунистов начала неистово нажимать на все рычаги, лишь бы добиться успеха: были задействованы медийные ресурсы, а минимальный порог для прохождения в парламент был снижен с 6 до 5% - для того, чтобы дать возможность пройти в парламент максимальному числу партий и столкнуть их друг с другом.
Неслучайно был выбран и день проведения голосования, отмечает Михаэль Мартенс: многие молдаване, работающие за границей, не имели возможности отдать свой голос. А если учесть, что за пределами страны трудится от 350 до 600 тыс. из 2,6 млн избирателей и в основном они в силу молодого возраста не относятся к электорату коммунистов, то напрашивается вывод: по мнению власть имущих, им удалось исключить, по меньшей мере теоретически, один из факторов риска.
Как замечает издание, в выборах участвуют восемь политических партий, в том числе и Демократическая партия, лидер которой, экс-коммунист Мариан Лупу, не без оснований обвиняет своего бывшего шефа в том, что избирательная кампания основывалась на обвинениях, оскорблениях и угрозах.