Вчера президент РФ подписал закон о расширении полномочий ФСБ - Медведев снова разочаровал тех, кто возлагал на него надежды в деле либерализации страны. Очередная попытка подменить закон репрессивными мерами стала возможна в системе, которая никак окончательно не решит, демократия она или диктатура, пишут западные СМИ.
Отныне власти смогут выносить российским гражданам официальные предупреждения по поводу преступлений, которые этими лицами еще не совершены, излагает The Guardian закон о расширении полномочий ФСБ, подписанный вчера президентом Медведевым. Это похоже на методы "Прекрайм" - подразделения полиции из голливудской картины 2002 года "Особое мнение", полагает корреспондент Том Парфитт. "Это драконовский закон, напоминающий о репрессиях из нашего прошлого", - сказал лидер оппозиционного движения "Солидарность" Борис Немцов.
По данным издания, неясно, какое наказание полагается за игнорирование предупреждения, но за помехи исполнению обязанностей сотрудника ФСБ возможен арест на 15 суток.
"Кремль все еще страшно боится, что в России произойдет "оранжевая революция", если людям позволить собираться на улицах", - заметил оппозиционер Эдуард Лимонов. В эту субботу исполнится год с начала проведения демонстраций на Триумфальной площади в защиту 31-й статьи конституции, напоминает газета, и число участников неуклонно растет. При этом государственные СМИ часто демонизируют активистов демократического движения, называя их предателями или экстремистами.
Проигнорировав призывы правозащитных организаций, президент Медведев подписал новый закон, сообщает The Times, который дает российской тайной полиции широкие полномочия по мониторингу активистов оппозиции. Критики обвиняют Кремль в возрождении советского понятия, сходного с "мыслепреступлениями" из романа Оруэлла "1984".
"Не думаю, что этот закон что-то добавляет к тому, что ФСБ делает безо всяких законов. Но очень грустно, когда закон одобряет произвол такого опасного ведомства, как ФСБ", - сказала Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинкской группы.
Дмитрий Медведев в очередной раз разочаровал всех тех, кто возлагает на него надежды в связи с либерализацией страны, пишет обозреватель Berliner Zeitung Кристиан Эш. Согласно утвержденным им поправкам к закону "О ФСБ", спецслужбы теперь могут предостерегать граждан от каких-либо действий. "Эти предостережения будут направлены не против тех, кто планирует преступление, - поясняет автор: - попытка совершения преступления уже уголовно наказуема. Эти предостережения будут касаться тех, кто остается в рамках разрешенного".
"Новый закон - не что иное, как попытка поставить крест на законе, заменив его беззаконием, в данном случае механизмом политических репрессий", - считает автор, добавляя, что все это становится возможным в системе, которая еще окончательно не решила, демократия она или диктатура.
Мансур Мировалев, корреспондент AP, пишет на сайте The Washington Times, что наделение ФСБ репрессивной властью в советском стиле может быть использовано для подавления протестов и запугивания противников правительства. Некоторые статьи закона, в том числе об ужесточении контроля СМИ в области "экстремистских высказываний" и разрешении ФСБ публиковать предупреждения в прессе, были изъяты или смягчены после суровой критики со стороны оппозиции и даже верных сторонников Кремля, отмечается в статье.
Федеральная служба безопасности, преемница устрашающего советского КГБ, теперь сможет вызывать на допрос и сажать за решетку людей, которые, как она полагает, потенциально способны совершить преступление, дает свою интерпретацию Daily Mail.
Критики осудили решение российского парламента, заявив, что закон может быть использован для задержания деятелей оппозиции и журналистов. "Это шаг к полицейскому государству, - полагает член КПРФ Владимир Улас. - Это, по сути, запрет любой реальной деятельности оппозиции".
Независимый политический аналитик Юлия Латынина добавляет: "В случае если пьяный сотрудник ФСБ выстрелит в вас - а таких случаев было немало - вы можете оказаться за решеткой на 15 суток просто за попытку бегства".