"Все предыдущие западные санкции против России были орешками. Так, по крайней мере, их называл российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров, добавляя при этом, что свято место пусто не бывает и, если закрывается один рынок, непременно открывается другой. Столь же самоуверенно высказывались в отношении каждой новой ступени санкций и другие российские государственные функционеры", - пишет обозреватель немецкой газеты Die Zeit Йоханнес Фосвинкель. Например, помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов в конце прошлой недели утверждал, что "санкции в их нынешней форме не окажут какого-либо макроэкономического эффекта".
"Пропагандируя защитные меры, российское руководство предлагает сделать российскую экономику независимой", - говорится в статье. Государство, чтобы больше не зависеть от американских платежных систем, создает собственную. Кроме того, в понедельник президент Путин призвал к срочному импортозамещению в российской оборонной промышленности. Ранее, например, российская оборонка импортировала вертолетные двигатели и турбины для самолетов с Украины. "Мы совершенно точно все можем сделать сами, все абсолютно", - заявил президент.
"Все это, конечно, очень хорошо для российского населения - его таким образом мобилизуют, однако в действительности Россия с глобальной точки зрения все равно останется уязвимой, поскольку санкции в любом случае ударят по ее экономике, и так уже сползающей к стагнации".
Поэтому Москве "придется побеспокоиться о том, о чем договорились представители ЕС в Брюсселе, а именно об ограничениях для российского банковского сектора, продажи современных технологий в нефтегазовой сфере и прекращении поставок вооружения", заключает Восвинкель. Подобные секторальные санкции могут, согласно подсчетам UEobserver, привести к огромным финансовым потерям для России: 253 млрд долларов в текущем году и 75 млрд - в следующем.