Об этом Маркус Вольф, бывший глава внешней разведки ГДР, не мог даже мечтать. После того как его государство перестало существовать, он был условно приговорен к двум годам тюремного заключения. А потом вдруг посольство Федеративной Республики Германия в России устроило в его честь прием.
Он был приглашен как брат режиссера Конрада Вольфа - ретроспектива его фильмов была представлена публике в рамках Московского международного кинофестиваля (ММКФ). И вот, Вольф по-дружески беседует с немецким послом в старинном дворце русских дворян и ест пельмени. Горячие закуски вместо холодной войны.
Холодная война закончилась, однако Великая отечественная война и ее последствия в России все еще ощутимы. В кинотеатре на фестивале на одной стене красными буквами высвечивается год "1945", на другой - "2005". Германия отмечает окончание войны, Россия - 60-летие Победы.
Впрочем, российское мейнстримовское кино в большинстве случаев отражает не реальные исторические события, а показывает истории отдельных героев, например, в шпионском триллере "Турецкий гамбит" действие разворачивается во время русско-турецкой войны. Сборы этого фильма составили 19,3 млн долларов, и он, таким образом, стал самым кассовым фильмом года. Для сравнения: третья часть "Властелина колец", самой доходной иностранной картины, принесла в прошлом году только 14,1 млн.
Ввиду появления целого ряда фильмов, в основу которых положены выдающиеся события русской истории или, по крайней мере, события, имевшие для России удачный исход, критик Лев Карахан говорит о "новом патриотизме", который посредством кино распространяется в народе. Государству это на руку. Поэтому оно "окольными путями" иногда даже осуществляет финансовую поддержку некоторых импонирующих ему проектов. Фильм "Обратный отсчет" - о террористах, которые захватывают заложников и угрожают безопасности государства, - финансировали российские спецслужбы, говорит Карахан.
Теория заговора или нет, но российский кинорынок процветает. В 2000 году киноиндустрия принесла 35 млн долларов в странах СНГ, доля прибыли от российских фильмов составила 1,5 млн. В первой половине 2005 года общие кассовые сборы составили 161 млн долларов, 53 млн принесли российские фильмы.
Отнюдь не по-геройски, что приятно, выглядит на фоне всех этих благородных воинов на экране антигерой из фильма "Корни". Он помогает русским, живущим в эмиграции, установить связь со своими потерянными родственниками. Если он не находит настоящих родственников, то просит деревенских жителей за деньги сыграть роль "нашедшейся" сестры. Картина вполне экспортная. В этом контексте удивляет то, что очень мало российских фильмов попадает в Германию. "Россия большая, нам незачем выходить на немецкий рынок", - самоуверенно отвечает финансовый руководитель фестиваля Ренат Давлетьяров.
На организацию ММКФ государство выделяет 3 млн долларов, 1 млн дают спонсоры. На фестивале показывают около 350 фильмов и царит семейная атмосфера. Только охранники на входе в кинотеатр, проверяющие каждую сумку (пусть и не очень тщательно), напоминают о том, что в России есть кое-какие внутриполитические проблемы. В центре, где проходит фестиваль, похожем на одно из казино в Лас-Вегасе, кинотеатре "Пушкинский", Чечни на экране нет.
Актуальные фильмы идут в расположенном несколько в стороне "Музее кино". В том же самом здании crazy girls в баре с одноименным названием танцуют стриптиз. Здесь в числе других показывают фильм режиссера Вадима Цаликова "Граждане Беслана". Субтитров нет. Это не большое кино, однако некоторые сцены задевают за живое. Зрители в зале плачут.
Однако ММКФ нет особого дела до маленьких вещей. Москва хочет приобрести международную значимость. "Возможно, через несколько лет мы сможем соперничать с Каннами", - с оптимизмом заявляет художественный руководитель мероприятия Кирилл Разлогов, что звучит не совсем реалистично.
Хотя американцы снова обратили свой пристальный взгляд на Москву. Один из самых удачных блокбастеров, показ которого начнется в Германии в сентябре, - это "Ночной дозор", своего рода русские "Звездные войны". Правда, противостояние добра и зла можно расценить как аналогию холодной войны. Но кинокомпанию 20th Century Fox это не отпугнуло, и она недавно приобрела права на две следующие части фильма. Так же, как и на копию первой части.