В силу своих природных ресурсов и геостратегического положения Центральная Азия должна была бы заслуживать более пристального внимания со стороны европейских руководителей. Но она остается в стороне от политических приоритетов Европейского союза и его отдельных членов. Диктаторы в этом регионе могут жить спокойно: европейцы не осмеливаются ясно и недвусмысленно выразить им свое неодобрение.
13 мая 2005 года президент Узбекистана Ислам Каримов послал войска против толпы, устроившей манифестацию в Андижане - одном из крупнейших городов Ферганской долины, на востоке страны. По официальным данным, погибло 167 человек, правозащитные организации говорят более чем о 700 жертвах. Чтобы заставить молчать свидетелей этих событий, на город были обрушены репрессии.
И все же, несмотря на террор, становится все более вероятным, что когда-нибудь узбекскому правительству придется ответить за эту бойню. Ведь режим из тяжелых пулеметов расстрелял толпу, которая вышла на улицу не для того, чтобы потребовать создания в Центральной Азии исламистского государства, а для того, чтобы быть услышанной собственным правительством.
Тогда Совет Европейского союза отреагировал решительно: в октябре 2005 года ЕС "заморозил" соглашение о сотрудничестве с Узбекистаном, ввел эмбарго на продажу оружия этой стране и опубликовал список представителей узбекских властей (непосредственно причастных к трагедии в Андижане), которым отказано в выдаче виз в Европу.
Президента Ислама Каримова в этом списке не было, что позволило Узбекистану сохранить лицо, а европейской дипломатии (представленной в Ташкенте несколькими странами, имеющими там свои посольства) - потребовать, как минимум, чтобы судебные процессы над участникам волнений были проведены с соблюдением закона. Через год правительство Узбекистана приговорило к различным наказаниям более 200 человек, причастных к событиям в Андижане. Процессы были сфабрикованными. Все подсудимые подписали признательные показания, нередко полученные под пыткой.
Но в резолюции последнего заседания Совета министров иностранных дел Евросоюз ограничился выражением "озабоченности" по поводу ухудшения ситуации с правами человека в этой стране. Всем известно, что Германия обхаживает Ислама Каримова ради сохранения своей военной базы на юге страны, которую она считает жизненно необходимой для ее воинского контингента, участвующего в операциях по поддержанию мира в Афганистане. Такая "реалполитик", доведенная до своего крайнего выражения, уже принесла плоды: правительства региона быстро поняли, что Европа - это колосс на глиняных ногах.
Есть в Центральной Азии и другой карикатурный диктатор - Сапармурат Ниязов, "отец всех туркмен" и "пророк". В отношении его Европа также демонстрирует слепоту и политическую недальновидность: ссылаясь на якобы имеющийся прогресс в образе правления туркменского диктатора, она не стесняется предлагать ему подписать промежуточный договор о сотрудничестве.
Между тем Туркменистан являет собой едва ли не уникальный случай социального регресса, запрограммированного правительством. Сапармурат Ниязов сократил обязательное образование до 9 лет, значительная часть школьных программ посвящена отныне изучению книги "Рухнама" - нового "священного писания", написанного президентом, а учащихся вузов посылают работать в поля и на заводы, на два года отрывая от учебы. Новый "пророк" закрыл целый ряд уважаемых учреждений, которые ему чем-то не угодили. Среди них - Академия наук и Академия медицины, а также все сельские библиотеки. Он запретил оперу, цирк, филармоническую музыку.
Но диктатор пустыни сидит на крупных запасах газа, что обеспечивает ему большую самостоятельность. Российский энергетический гигант "Газпром" покупает у него дешевый газ и закачивает его в трубопроводы, ведущие в Европу, чтобы перепродать странам ЕС уже по рыночной цене. Евросоюз наивно верит, что, заигрывая с тираном, она добьется от него каких-то уступок в энергетической сфере, в то время как Сапармурат Ниязов уже продал все, что он мог продать.
Достойно сожаления, что комиссия Европейского парламента по иностранным делам благожелательно отозвалась об этом промежуточном соглашении. Как понять это настойчивое стремление потрафить тирану Центральной Азии, если пять месяцев назад ЕС отказался - и вполне обоснованно - иметь дело с диктатором из Минска? Нет ли здесь двойного стандарта: в отношении тираний, близких к европейским границам, и диктатур отдаленных, но богатых углеводородными ресурсами?
Голосование в Европейском парламенте по тексту соглашения с Ниязовым запланировано на первую неделю июля, и у наших депутатов еще есть время, чтобы одуматься. Многие французские парламентарии уже забили тревогу, предупредив своих коллег о последствиях положительного решения парламента.
Европейскому союзу не хватает политической стратегии в отношении Центральной Азии. Назначение Хавьером Соланой специального представителя ЕС в регионе, конечно, может только приветствоваться, но этот представитель не торопится с выработкой стратегии. Тем не менее, в этом регионе Европе нужна последовательная политика, соответствующая ее основополагающему принципу: защите демократии и прав человека.