Дипломаты прогнозируют холодную осень и боятся морозной зимы: газовая война вновь отдаляет Россию от Запада, и накануне саммита G8 в Санкт-Петербурге проблемы и недопонимание обостряются как ревматизм. Прибыв в Москву за несколько часов до саммита министров иностранных дел, Кондолиза Райс и не думала следовать рекомендациям Михаила Горбачева об осторожности и начала рубить сплеча: "Не секрет, что США и союзники обеспокоены тем, как протекает переходный период в России".
Госсекретарь США говорила о "централизации власти" в руках Путина, о тенденции, "вызывающей большую обеспокоенность". Потом она дала понять, что использование Москвой энергетических рычагов вызывает раздражение американцев. "Следует осуществлять поставки энергетического сырья не на основании политических моментов, а исходя лишь из экономических соображений", - сказала она довольно откровенно. Запад не согласен с тем, чтобы газ и нефть использовались для расширения или усиления контроля над соседними странами.
Российские представители отвечали сквозь зубы: министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что в целом согласен с госпожой Райс, подчеркнув, что Москва следует правилам рынка и гарантирует поставки на ближайшие 40 лет. Она обеспечит поставки и уже подготовила детализированную платформу для договоров. По вопросу о переходном периоде ответил в среду Владислав Сурков, заместитель главы президентской администрации и авторитетнейший "серый кардинал" Кремля, подчеркнув, что Россия "суверенная демократия, которая не приемлет нотаций", и иронизируя над теми, "кто во время холодной войны простудился и до сих пор не выздоровел".
В ходе противоборства между двумя жесткими позициями рискует подхватить простуду Европа, прежде всего страны, которые, как Италия, больше других зависят от российского газа. Стратегический сценарий похож на кошмар: Украина, которая в прошлом году заблокировала поставки газа в Италию, не имеет достаточных резервов на предстоящую зиму. Назначенный премьер Юлия Тимошенко хочет убрать посредников и покупать газ напрямую у Туркмении, которая поставляет большую часть газа "Газпрому". Русский гигант и туркменское правительство, между тем, прервали переговоры: Ашхабад просит 100 долларов за тысячу кубометров, русские хотят продолжать платить по 65 долларов.
Кроме того, Москва мечтает владеть по меньшей мере частью газопроводов, которые проходят по территории Белоруссии, и хочет навязать этой стране повышение цены на газ, как это произошло с Украиной. Минск попытался отделаться от посредников и начать закупать газ непосредственно у туркмен.
Свою роль хочет сыграть и Италия. Пока еще до заключения соглашения между Eni и "Газпромом" далеко, российский гигант изучает соглашение с Enel: рассматриваются планы строительства нового газопровода между Россией и Италией, который пройдет через Молдавию, Венгрию и Словению. Таким образом, можно будет обойти Украину, но пока это только проекты.