От путешествия в Сибирь мало кто ожидает положительных эмоций, даже если речь идет о краткосрочной летней поездке: когда нет мороза, там царят свирепые комары. Но, возможно, последний саммит лидеров России и стран ЕС, прошедший в процветающем западносибирском нефтедобывающем городе, можно будет записать в исключения. Если с этого момента Москва и Брюссель начнут относиться друг к другу с должным уважением, поездка того стоила.
Отношения между Россией и ЕС очень важны для обеих сторон, и не только в коммерческом смысле, но также для обеспечения безопасности и политической стабильности. Евросоюз - наиважнейший торговый партнер России и одновременно крупнейший источник притекающих в эту страну инвестиций. Россия - третий по величине партнер ЕС (после США и Китая).
Россия и ЕС - два основных блока на континенте. Необходимость разумного базового соглашения, которое позволит вести более тесное сотрудничество в политической и экономической сферах, облегчить международные контакты и культурный обмен, очевидна. Но стороны, раздраженные дипломатическими противоречиями и рассерженные взаимным непониманием, на протяжении многих лет "танцуют" поодиночке.
Сам по себе саммит в Ханты-Мансийске ничего не изменит, но это лишь начало. Мероприятие ознаменовало официальный старт переговоров по выработке нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, на подготовку которого, впрочем, может уйти еще два-три года. Кроме того, Дмитрию Медведеву, новому президенту России, представился шанс изменить характерную в последнее время для российско-европейских отношений тональность. Пока настоящий руководитель России не он - таковым остается Владимир Путин, его предшественник, а ныне премьер-министр, - но его посыл был очевиден: Россия хочет, чтобы на международной арене ее воспринимали более серьезно.
Проблема в том, что ни в России, ни в Евросоюзе нет единого мнения о том, как именно и насколько плотно стороны должны контактировать. ЕС разрывается: его западные члены заинтересованы в бизнесе, а Восточная Европа по-прежнему боится российской гегемонии. Москва ничего не делает для того, чтобы снять эти страхи, и все время ищет поводы для ссоры со своими бывшими государствами-сателлитами.
Россия, со своей стороны, разделена на приверженцев углубления интеграции в мировую экономику и тех, кто хотел бы оградиться торговыми барьерами и ограничить конкуренцию (в русле "особого пути" России). Наглядный пример этой дихотомии - колебания по поводу вступления в ВТО. В Москве у многих в голове не укладывается, с какой стати они должны подчиняться чьим-то правилам.
Медведев, по его словам, хотел бы, чтобы в России водворилась "законность". Евросоюз тоже этого хочет. Но говорят ли они об одном и том же? Скорее всего, они подразумевают разное. Обе стороны должны пойти на уступки. Медведеву следует проигнорировать те бизнес-структуры, которые блокируют вступление России в ВТО и мешают ей стать более открытой. А руководство ЕС должно придать новому договору с Россией куда больше значения, чем ему придается сейчас: это не просто одно из соглашений о партнерстве с одним из соседних государств. Это тест на способность ЕС вести игру на мировой арене.
Также по теме:
Эффект Медведева: симпатичный йог и фотограф (Обзор прессы)