Газозаправочные станции для Европы - а, возможно, в скором времени и для американского рынка: "Газпром" не хочет быть просто поставщиком газа. Не надорвется ли концерн в своей мании величия?
"Газпром" уже давно отличается неуемными бизнес-аппетитами, истекая слюной взирая на Европу и при этом вызывая все новые страхи. Недавно глава концерна Алексей Миллер объявил о том, что теперь экономический интерес для российской компании представляет и американский рынок.
Теперь "Газпром" с величайшей охотой стал бы наполнять баки европейских автомобилей. Миллер заявил о желании развернуть в Европе сеть газозаправочных станций, а что еще с точки зрения центрального офиса российского концерна может быть более привлекательным, чем мысль о том, что немецкие автомобили будут съезжать с автобанов, когда на заправке "Газпром" будет предлагать им топливо по выгодной цене. Этот рекламный ход будет даже более эффективным, чем логотип "Газпрома" на футболках футболистов Schalke04.
Стремление к экспансии вполне законно
При всем том недоверии, которое "Газпром" вызвал в прошлом на Западе и которое теперь ему с трудом удается преодолевать, выглядит вполне законным и естественным, что компания пытается понять, куда выгоднее всего вкладывать, где можно из 5 млрд сделать 10 млрд, а из 10 все 20. Но подходят ли для этого газозаправочные станции? Ruhrgas, к примеру, который владеет 6,4% акций "Газпрома", уже делал попытки в этом сегменте рынка. Изначально эйфория была большой, но, как говорил еще Гете: "Вдохновение - это не селедка, которую можно засолить на многие годы".
Вернувшись с небес на землю, немецкие компании были вынуждены констатировать, что прибыль не так велика, как ожидалось. В Германии бизнес себя не оправдал, но "Газпром" смотрит не только на Германию и строит планы не только на газозаправочные станции. Российский концерн мыслит стратегически.
Не одни только поставки
Уже давно "Газпрому" недостаточно быть лишь поставщиком энергоресурсов. Разработка новых месторождений и транспортировка стали затратным предприятием. "Газпром" все чаще ищет новые прямые пути к конечным потребителям, хочет приобретать акции городских энергетических компаний и строить электростанции, чтобы стать звеном в прибыльной цепи создания стоимости.
Однако в то же самое время у иностранных компаний возникают трудности в стратегическом энергетическом секторе России. "Газпром" поспешил прийти на смену вытесненному из проекта "Сахалин-2" концерну Shell, а теперь он сражается с BP за место в совместном российско-британском концерне ТНК-ВР. В этой связи верхушку "Газпрома" не должен удивлять тот факт, что к предложению о создании европейской сети газозаправочных станций все сразу отнесутся с воодушевлением.