Тот факт, что Владимир Путин больше не управляет Россией на посту президента, - а делает это из премьерского кресла, - сказался разве что на распределении транспортных потоков и едва ли на чем-нибудь еще.
Из-за того, что ведущие в Кремль дороги регулярно перекрываются для проезда кортежей Путина и произвольно выбранного им преемника Дмитрия Медведева, пробки разрастаются до фантастических размеров. "Ничего удивительного, - сказал мне на днях один российский автолюбитель. - Теперь у нас два президента".
С момента прошедшей в мае инаугурации Медведев являет собой смягченный вариант Путина в его неудержимом стремлении доказать всем, что Россия вернулась в число мировых держав. В июне текущего года в Берлине, во время одного из своих первых президентских визитов, Медведев сделал акцент на необходимости перехода к "новому миропорядку".
Лидеры призывают к установлению нового миропорядка лишь в том случае, если у них имеется уверенность, что их страна займет в нем лидирующую позицию. Так было с Джорджем Бушем-старшим в 1991 году; теперь то же самое происходит с Путиным, Медведевым и другими представителями перетасованного российского руководства.
Кремлевские чиновники все чаще используют этот термин, введенный в оборот Бушем после его неоднозначного военного триумфа в Кувейте, чтобы показать, что время США на вершине мирового политического Олимпа уже прошло, а эпоха России, наоборот, стремительно приближается.
По ряду причин Путин, скорее всего, преуспеет в деле изменения миропорядка не больше Буша - лишь бы следующая американская администрация не тянула с разрешением тех проблем, которые Россия хочет представить как доказательство упадка Америки, и сохранила лидирующие позиции в обеспечении европейской безопасности и в международных финансовых организациях.
В Берлине Медведев намерения России практически не прояснил, однако министр иностранных дел России Сергей Лавров в выступлении 20 июня и затем в интервью, которое мне удалось у него взять, очертил амбициозный план открытия новой эры в международных отношениях - эры "многополярного сотрудничества... и коллективного лидерства".
"Новый миропорядок" не может основываться на "англо-саксонской модели, которую некоторые пытались привить всему миру", - сказал Лавров. Для достижения поставленной задачи придется покончить "со схемой европейской безопасности, основанной на итогах холодной войны".
Он предложил созвать Конференцию по вопросам европейской безопасности, в рамках которой США, Россия, страны ЕС и другие региональные организации, такие как НАТО, могли бы сообща выработать новые органы управления вооруженными силами и альянсами на "евроатлантическом пространстве".
Эта идея в ее нынешнем оформлении не отводит решающей роли ни администрации Буша, ни правительству его преемника. Негласное намерение состоит в том, чтобы снизить важность США и НАТО в обеспечении безопасности в Европе.
Одновременно эта идея отражает существующее в Кремле понимание, что во всем мире Россию сейчас воспринимают как "блокирующего участника", который постоянно говорит "нет": нет экспансии НАТО, нет независимости Косово, нет наращиванию международного вмешательства в конфликт в Дарфуре. Российское руководство пришло к выводу, что в правление Медведева ему следует выйти из этой роли и начать самому делать предложения, создав тем самым более позитивный имидж.
До сих пор Медведев скорее выполняет представительскую функцию, чем определяет политику. Президент не может назвать собственного советника по внешнеполитическим вопросам, а Путин тем временем назначает заместителем главы аппарата правительства (то есть фактически своим дипломатическим советником) бывшего посла России в Вашингтоне Юрия Ушакова, который на прежнем посту доказал свою эффективность.
Лавров уточнил расплывчатую критику Медведева в адрес американского рынка ценных бумаг и их влияния на мировую экономику. Новый экономический миропорядок "также должен быть многополярным и предполагать более сбалансированное распределение денежных средств и национальных ресурсов", сказал Лавров.
По некоторым сообщениям, Россия собирается предпринять попытку объединить экспортеров природного газа в международный картель по образцу ОПЕК. Говорят, что Венесуэла и Иран тоже вынашивают идею создания картеля и представят ее в октябре.
На экспорте энергоносителей Россия скопила внушительный валютный резерв. Однако за нефтегазовым бумом скрывается полная неспособность поднять другие сектора экономики.
Промышленность находится в состоянии стагнации, ежегодная инфляция достигает 12%. Запущенные в 1990-х, в премьерство Гайдара, реформы давали ежегодный рост в 10%. При Путине и Медведеве этот показатель упал примерно до 7%.
Короче говоря, колосс российской экономики стоит на глиняных ногах, что еще долго не позволит Кремлю определять миропорядок - если это вообще когда-нибудь станет возможно. Как уже усвоили США, при попытке изменить мир на скорую руку затраченные усилия и нападки, которые приходится вытерпеть, пропадают даром, а цель остается недостигнутой.
Следующая администрация должна дать России время - и волю - чтобы она еще раз убедилась в этом на своем опыте. Кто бы ни пришел к власти - будь то Джон Маккейн или Барак Обама, - он сможет разыграть длинную партию, в которой Россию будут воспринимать всерьез - но не обязательно именно так, как ей хотелось бы.