Тучи сгущаются, пишет Андре Глюксманн в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera.
Существует ли Европейский союз? - задается вопросом известный французский философ. Для Вашингтона речь идет о неком НЛО: со времен Киссинджера Госдепартамент безуспешно пытается отыскать номер телефона Евросоюза. Для Москвы - это лишь телевизионная трибуна: со времен Громыко режимы меняются, но остается убеждение, что следует считаться только с классическими державами - Великобританией, Францией и Германией. Что касается историков, то их мнения расходятся. Перед лицом мирового кризиса разобщенность европейских стран становится все более очевидной, а "европейские ценности", о которых много говорят, оказались сильно скомпрометированными после того, как канцлер ФРГ Шредер всего лишь через месяц после ухода с поста оказался в руководстве российского "Газпрома".
Представьте себе энтузиазм половины Европы, пишет автор статьи, когда в январе 2009 года она содрогнулась от холода, потому что Кремль пошел на энергетический шантаж! Быть может, господин Шредер протестовал, когда его новый хозяин грозил отключить газ его немецким согражданам? Насколько нам известно, нет. Напротив, он продолжает копить миллионы. Коррупция или убеждения? И то и другое, вероятно, толкает его поддерживать Кремль, когда он расчленяет независимую Грузию, откровенно аннексируя две принадлежащие ей провинции. Можно возразить, что убогая жадность бывшего канцлера не может стать клеймом для всего ЕС. Но этот персонаж пользуется авторитетом у немецких левых, которые уважают друга Путина и называют президента Грузии Михаила Саакашвили психически неуравновешенным лишь потому, что он продолжает сопротивляться "указам" Старшего брата.
По завершении непродолжительного пребывания в Грузии автор статьи вновь задается вопросом: "Если нежелание уступить дуэту Путин-Медведев является признаком душевного расстройства, то четыре миллиона грузин сумасшедшие, как и их президент". Они слишком гордятся своей независимостью и своей культурой, чтобы сдаться под натиском 140-миллионной империи. Они помнят о чистках, в которых погиб каждый десятый грузин. У них есть причины для беспокойства. "За 70 лет советского режима кавказские сады, магазины и черный рынок питали оголодавшие Москву и Ленинград: вот почему сегодня грозные советы России по экономике и демократии вызывают лишь иронию", - пишет автор статьи.
Михаил Саакашвили противостоит внутренней оппозиции. Согласно итогам последних опросов, рейтинг популярности грузинского президента колеблется от 53 до 65%. Он был избран демократическим путем и намерен находиться у власти до конца срока, говорится в статье. Он позволяет проводить манифестации, пытается вести переговоры. Почему он должен уступать перед меньшинством? Безусловно, оппозиция должна быть. Нам бы хотелось, пишет Андре Глюксманн, чтобы в путинском царстве, как в Грузии, у оппозиции были газеты, два телевизионных канала и "редкая привилегия перекрывать по своему желанию некоторые важные дороги и входы в официальные заведения, устанавливая перед ними железные клетки". И так на протяжении двух месяцев. При этом полиция не восстанавливает уличное движение и не обижает манифестантов. Через сколько минут был бы арестован индивид, пожелавший совершить такой акт протеста перед Елисейским дворцом? - вопрошает Глюксман. И совершенно немыслимо, чтобы кто-то попытался сделать это на Красной площади, добавляет он.
Независимая Грузия должна пережить лето 2009 года, продолжает автор статьи. В прошлом году российская армия остановилась в 30 км от Тбилиси. Тучи сгущаются: крупные военные учения, ругательства в адрес Тбилиси в СМИ, вето российской стороны на продление миссии нейтральных наблюдателей. От ЕС на грузинской стороне остаются 200 наблюдателей, которым приходится лишь фиксировать последствия жестоких действий российских снайперов против грузинских полицейских. Российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр опасается того, что, воспользовавшись отсутствием международных свидетелей, российский генштаб организует провокации, которые послужат предлогом к атаке и удовлетворению их самого заветного желания "повесить Саакашвили за я...".
Бывший советник Путина Андрей Илларионов разделяет эти опасения. В свою очередь, Сергей Ковалев, друг Андрея Сахарова, посоветовал автору статьи не строить воздушные замки. По его мнению, нынешнее руководство Кремля - это не стратеги, они ведут себя как гангстеры. Они никогда не простят молодому грузинскому лидеру желания следовать по западному пути, его стремления к свободе. Сумеют ли Европейский союз и Обама сдержать атавистические амбиции и капризы Москвы? Или же они предпочтут обманчивое спокойствие. А на кону независимость Европы, ее энергетическая самостоятельность.
Автор статьи рекомендует зайти на You Tube и послушать песню в исполнении военного хора на мотив популярной мелодии о том, что готовит Европе и всему миру "Газпром". Публика была в восторге от этого номера.
Если Тбилиси падет, пишет Андре Глюксманн, уже не понадобится в обход "Газпрома" обеспечивать самостоятельный доступ к газовым и нефтяным богатствам Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Что касается Барака Обамы, то он очень скоро утратит доверие: его красноречивые жесты превратятся в ужимки оратора, у которого ампутированы руки. Лучше быть начеку: отчасти наше будущее будет решаться, когда мы будем купаться в сладкой лени летних каникул, указывает Глюксманн.