Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 июня 2015 г.

Обзор прессы | Inopressa

Американские политики хотят наказать Россию за Украину, но боятся оставить страну без доступа на околоземную орбиту

В воскресенье вскоре после старта с космодрома на мысе Канаверал взорвалась ракета-носитель Falcon 9 с транспортным кораблем Dragon производства американской компании SpaceX. Это событие подстегнуло в США дебаты о российских ракетных двигателях, которые использует конкурент SpaceX - корпорация United Launch Alliance.

Уильям Шелтон, с 2011 по 2014 год возглавлявший Командование военно-космических сил ВВС США, считает катастрофу "выразительным напоминанием о том, почему национальная политика США в области освоения космоса требует наличия двух независимых средств запуска спутников, предназначенных для выполнения задач по обеспечению национальной безопасности". Свое мнение он высказал в статье для The Wall Street Journal.

Две трети таких спутников США сегодня выводят на орбиту с помощью ракеты-носителя Atlas V производства United Launch Alliance, пишет Шелтон. На первую ступень таких ракет устанавливается российский двигатель РД-180. Американские специалисты выбрали его, во-первых, за "эксплуатационные характеристики и относительно невысокую стоимость", и, во-вторых, ради того, чтобы "российские ракетостроители работали на нас и не работали над проектами для других стран, которые, может быть, относятся к США не так уж дружелюбно", объясняет автор.

В прошлом году компания SpaceX через суд обвинила United Launch Alliance в нарушении антимонопольного законодательства - эта претензия "очень хорошо была воспринята на Капитолийском холме и в общественном мнении". В январе 2015 года иск отозвали, но месяцем ранее был утвержден Закон о полномочиях в области национальной обороны на 2015 фискальный год, согласно которому использование двигателей российского производства в американских ракетах было запрещено (исключение сделали для нескольких штук, контракты по которым уже были подписаны). Как пишет автор, "смысл в соблюдении санкций против России, а также в том, чтобы не поощрять эту страну за плохое поведение на Украине и в других местах".

Он напоминает, что потерпевший крушение Falcon 9 1.1 - это первая из альтернатив Atlas V, прошедших сложный процесс сертификации. Компания SpaceX уже заявила о разработке следующей версии ракеты - Falcon 9 Full Thrust, и хотя сертификат на нее еще не получен, лоббисты компании "в прошлом году убедили ключевых руководителей конгресса, что их ракета готова к запускам, имеющим отношение к сфере национальной безопасности".

В законе был установлен крайний срок завершения разработки американских ракетных двигателей, которые должны прийти на смену РД-180: 2019 год. United Launch Alliance заявила, что справится с этой задачей, однако Шелтон сомневается. Кроме того, его беспокоит, что российские двигатели закончатся у United Launch Alliance раньше, чем появится отечественная альтернатива, вследствие чего большую часть грузов на орбиту придется доставлять на несертифицированном Falcon 9 Full Thrust.

Сейчас в Конгрессе идет обсуждение аналогичного закона на 2016 фискальный год, в который были внесены "небольшие изменения" по сравнению с предыдущим, говорится в статье. Палата представителей предложила наделить министра обороны полномочиями снимать запрет на поставку российских двигателей, если это, с его точки зрения, отвечает интересам государства. В версии, предложенной Сенатом, этот пункт сохранен, но дополнен ограничением - министру разрешается одобрить закупку не более 9 двигателей. С точки зрения Шелтона, этого мало, поэтому он призывает руководителей профильных комитетов в обеих палатах Конгресса "защитить национальную безопасность США, добившись того, чтобы у нас всегда было больше одной надежной ракеты для запуска всех наших военных спутников".

"Вопросов нет: искать альтернативу поставщику из России, ведущей себя все более агрессивно, это разумная политика, - признает автор статьи. - Но внезапно налагать запрет - это неразумно. У ВВС есть более осторожный план перехода, согласно которому РД-180 не подлежат запрету до тех пор, пока не появятся два других сертифицированных двигателя. Однако действия конгрессменов ведут к срыву этого плана". "Как давным-давно учил меня мой босс, - пишет Шелтон: - когда идешь по крылу, главное - ни в коем случае не отпускать ручку, пока надежно не возьмешься за следующую. Но из-за нашей ссоры с Россией и эффективной работы лоббистов возник закон, который равносилен тому, чтобы отпустить ручку [раньше времени]".

The New York Times публикует мнение влиятельного оппонента Шелтона (и одного из тех, к кому он обращается в своей статье) - главы сенатского комитета по делам вооруженных сил Джона Маккейна. В понедельник сенатор заявил, что крушение Falcon 9 "никоим образом не умаляет срочную необходимость избавиться от российских ракетных двигателей РД-180".

"Я уверен, что эта незначительная неудача ни в коем случае не станет препятствием для будущих успехов SpaceX и не помешает ей обслуживать американские космические полеты в целях обеспечения национальной безопасности", - сказал Маккейн, добавив, что допускает пересмотр решения по российским двигателям, если "конкурентная среда в последующие годы окажется под угрозой".

Отдельно глава комитета прокомментировал проект Закона о полномочиях в области национальной обороны на 2016 фискальный год, предложенный Палатой представителей: "Поскольку российские войска по-прежнему оккупируют Украину и убивают граждан этой страны, я и дальше будут выступать против нынешних формулировок, (...) которые гарантируют, что 300 млн долларов из средств налогоплательщиков уйдут Владимиру Путину, его подручным и российскому военно-промышленному комплексу".

The New York Times отмечает, что ранее с призывом снять запрет к Маккейну обращались и другие американские чиновники и политики, в частности министр обороны Эштон Картер и директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер, причем было это еще до крушения Falcon 9. С похожим посылом выступил в понедельник и российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, написавший в Twitter: "В космосе нет места политиканству".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru