Заур Дадаев и еще четыре чеченца признаны виновными в убийстве бывшего заместителя председателя правительства РФ, ставшего, по словам Le Monde, "отважным противником Путина". Семья Немцова указывает на причастность "ближнего круга Кадырова", но суд не принял это во внимание. Убийства критиков Кремля не расследуются до конца, пишут СМИ, напоминая о деле Политковской.
"Пять осужденных чеченцев в отсутствие ясности" - так озаглавлен комментарий Юлиана Ханса в швейцарской Tagesanzeiger.
Более чем через два года после убийства российского оппозиционера и бывшего вице-премьера Бориса Немцова московский суд вынес обвинительный приговор пятерым обвиняемым: главный исполнитель - бывший сотрудник чеченских спецслужб - осужден за убийство, остальные - за соучастие. Дочь убитого политика Жанна Немцова раскритиковала вердикт: "Дело до сих пор не раскрыто". Еще в начале процесса она заявила, что "заказчики фактически не были установлены".
Прокуратура сконцентрировалась на реконструкции последовательности событий перед присяжными, пишет корреспондент: осенью 2014 года шестеро уроженцев Чечни обустроились в двух московских квартирах и начали следить за Немцовым. 27 февраля 2015 года около 22:30 исполнитель Заур Дадаев подошел сзади к Немцову на Большом Москворецком мосту, сделал шесть выстрелов и прыгнул в машину, чтобы скрыться. Затем осужденные уехали в Чечню.
Адвокат убитого Вадим Прохоров, представлявший в суде интересы Жанны Немцовой, указывал на следы, ведущие к потенциальным заказчикам. За несколько дней до убийства Немцов рассказывал друзьям, что получал угрозы из окружения чеченского президента Рамзана Кадырова, а стрелявший служил в батальоне "Север" под командованием Алибека Делимханова, который был братом депутата от "Единой России" Адама Делимханова, передает автор статьи.
Исполнители убийства жили в Москве в квартире, которая принадлежала заместителю командира батальона "Север" Руслану Геремееву. Спустя три месяца после убийства Геремеев получил повышение: сейчас он является полковником российской Росгвардии и награжден орденом "Герой России".
Тем не менее, продолжает Ханс, судья "отказался принимать во внимание эти следы. Не дала результатов и попытка вызвать Геремеева в суд". Вместо этого основной считается версия, будто заказчиком убийства является его водитель. "Правда, непонятно, как кому-то удалось нанять для убийства столь высокопоставленных офицеров, откуда должны были взяться 15 млн рублей на вознаграждение, а также почему чеченский шофер испытывал такую ненависть к оппозиционному политику в Москве", - говорится в статье.
Политическая деятельность Немцова была проигнорирована судьей, добавляет журналист.
"Присяжные в Москве признали пятерых фигурантов виновными в убийстве Бориса Немцова в ходе судебного разбирательства, которое семья и сторонники Немцова назвали прикрытием, поскольку заказчики не привлечены к ответственности", - пишет The Guardian.
"Мы не можем сказать, что мы удовлетворены вердиктом, - сказал журналистам адвокат семьи Немцова Вадим Прохоров. - Мы были бы рады, если бы убийства совсем не было. Но главное, что не нашли ни организаторов, ни заказчиков".
Дочь Немцова Жанна раскритиковала решение судьи не разрешать задавать вопросы об участии ее отца в оппозиционной деятельности.
"В России и в мире убеждены в политической подоплеке совершенного убийства, а наши следствие и суд отрицают очевидное, - написала Немцова у себя в Facebook. - При этом им не удалось установить вообще какой-либо мотив совершения убийства".
Семья призвала к тому, чтобы поддерживаемый Кремлем лидер Чечни Рамзан Кадыров был привлечен к расследованию убийства. По словам Прохорова, семья политика и дальше будет настаивать, что "ближний круг Кадырова был причастен к убийству", и требовать обратить внимание на командира подразделения, в котором служил Дадаев, - Руслана Геремеева.
Другие дела, связанные с убийством критиков Кремля, так и не были доведены до конца, отмечает автор статьи, приводя в качестве примера следствие по делу об убийстве Анны Политковской.
В четверг пять человек были признаны виновными в убийстве российского оппозиционера Бориса Немцова. По чьему приказу? Судебный процесс не дал ответа, пишет корреспондент Le Monde в Москве Изабель Мандро.
Заур Дадаев, Темирлан Эскерханов, Хамзат Бахаев и братья Анзор и Шадид Губашевы в четверг были осуждены за смерть экс-министра Бориса Ельцина, ставшего отважным противником Владимира Путина. Однако, несмотря на 75 заседаний и тысячи страниц протокола, ни один заказчик не был выявлен. Никаких политических мотивов также не было установлено, говорится в статье.
"Те, кто находится на скамье подсудимых, - всего лишь исполнители, или, по крайней мере, часть из них, но я настаиваю на этом слове: это исполнители, а не случайно взятые люди", - заявил Le Monde Вадим Прохоров, адвокат семьи убитого. "Эти пять человек, - сказал он, - не имели никаких личных мотивов против Немцова. За ними стоят куда более серьезные люди".
Руслан Мухудинов, названный следователями "заказчиком", был водителем Руслана Геремеева, замкомандира батальона внутренних войск России "Север". Однако ни Мухудинов, ни Геремеев не присутствовали на процессе. Первый по-прежнему в розыске, второй не ответил полиции, пришедшей вручить ему повестку.
Этот батальон, созданный в 2006 году, находился под руководством Алимбека Делимханова, родственника главы Чечни. Он единственный, кто пришел дать свидетельские показания перед судом, "чтобы сказать, что он ничего не помнит", вздыхает Прохоров. Все действия защиты по вызову в суд в качестве свидетеля Рамзана Кадырова, известного своими злобными выпадами против представителей российской либеральной оппозиции, которых он назвал "врагами народа", оказались тщетными.
Попытки адвоката получить свидетельские показания у Виктора Золотова, главы Национальной гвардии Владимира Путина, экс-заместителя директора ФСО России, также не увенчались успехом, отмечает автор.
"Путин не хочет третьей войны с Чечней, по крайней мере, так говорят в кулуарах Госдумы", - сказал во вторник вечером на радиостанции "Эхо Москвы" независимый экс-депутат Дмитрий Гудков.
"Воистину странный процесс, перекликающийся с делом об убийстве журналистки Анны Политковской, которая проводила расследования по войнам в Чечне. Исполнители убийства были установлены и приговорены к пожизненному заключению - организатор, Лом-Али Гайтукаев, к тому же умер 13 июня в колонии от болезни печени. Но более чем через 10 лет после гибели знаменитой журналистки "Новой газеты" ни один заказчик так и не появился", - подытоживает Мандро.