Во дворах больших домов Алексеевского района на севере Москвы, словно ящики с игрушками, разместились новые мусорные контейнеры: синие - для бумаги, желтые - для пластика.
"Супер! - уверяет 22-летняя Ольга, с улыбкой выбрасывающая в контейнер свой пакетик с мусором. - Новая система - это очень здорово. По крайней мере стало меньше мусора, лежащего где попало и как попало".
Две очаровательные бабушки (обеих зовут Аннами) тоже очень довольны. "Так гораздо чище. Это действительно хорошо придумано! - с воодушевлением говорят они. - Хотя, знаете, нам и выбрасывать-то почти нечего: пакет из-под молока раз в неделю, вот и все".
В Москве, где крайняя бедность одних контрастирует с бесстыдным богатством других, мэрия пытается внедрить систему раздельного складирования бытовых отходов.
"Реакция людей - на удивление положительная, - замечает Михаил Цыганов, начальник управления "Экотехпром", отвечающий за проведение эксперимента. - Во дворе, где мы поставили новые контейнеры, одна женщина мне сказала: "Вы несете нам культуру! Наконец-то и у нас это делается, как на Западе!" Но жители еще просят, чтобы так делалось и впредь, они боятся, как бы это не оказалось очередным экспериментом, который на них ставят".
Бомжи. Даже специфика жилых домов в Москве, где более 90% населения живет в блочных домах или безликих башнях с помойными баками на лестничных клетках, не охлаждает энтузиазма.
"Мы собираемся опробовать различные модели, - говорит Михаил Цыганов. - Можно, например, по понедельникам выставлять контейнеры только для бумаги, а по вторникам - для пластика..." Его помощник, Мартик Курерян, добавляет: "Люди рады, что власти, которые десять лет не уделяли им никакого внимания, наконец-то опять ими занимаются, как это было в советские времена".
Раздельный сбор и утилизация отходов практиковались в России и раньше. В советскую эпоху Москва имела "лучшую в мире систему сбора утиля". Тогда "ничего не пропадало", утверждают многие россияне, вспоминая о пионерах, собиравших металлолом и макулатуру. В одной только Москве действовало около 500 пунктов сбора макулатуры, завсегдатаями которых были книголюбы: за 20 килограммов макулатуры можно было получить талон, дававший право приобрести новый роман.
Но с исчезновением Советского Союза эта система рухнула: теперь по всему городу бедные пенсионеры и бомжи собирают по помойкам алюминиевые банки и стеклянные бутылки, которые несут в приемные пункты. Килограмм макулатуры берут за рубль, алюминиевую банку - за 30 копеек.
"Сегодня 20% населения занимается таким вот селективным отбором: это дворники, пенсионеры и бездомные, которые роются в помойках, - говорит Алексей Киселев, активист российского отделения "Гринпис". - Городские власти рассуждают правильно: с повышением уровня жизни численность этих деклассированных элементов будет сокращаться, и нужно заблаговременно внедрять более цивилизованную систему сбора мусора".
Александр Маякин, возглавляющий службу утилизации мусора в московской мэрии, признает, что "процесс только начинается". "Сейчас мы имеем только тысячу установленных контейнеров для селективного отбора мусора, а для Москвы их нужно 100 тысяч", - говорит он.
Сегодня мощности заводов по переработке бумажных, полимерных и стеклянных отходов намного превышают объем собираемого мусора. Однако в последнее время с повышением уровня жизни количество отходов ежегодно увеличивается на 5-7% в год, причем есть все признаки того, что это количество будет возрастать, говорят в мэрии.
Во дворах Алексеевского района невооруженным глазом видно, что, несмотря на энтузиазм местных жителей, не все из них сортируют выбрасываемый мусор: бумага и пластмасса безмятежно соседствуют с пищевыми отходами.
Бабушка Мария признается, что она новой системой не пользуется, хотя считает ее очень хорошей: "Слишком холодно стоять во дворе и перебирать мусор. И потом из-за этих бомжей, что роются в помойке, я не подхожу к контейнерам, чтобы не испачкать пальто". "Мне стыдно!" - сокрушается бабушка. И уверяет, что ближе к лету обязательно начнет раскладывать мусор по разным контейнерам. "Обещаю!" - говорит она.