НАТО с гордостью смотрит на второе расширение на Восток. Экзистенциальный кризис в прошлом.
Оказывается, мирная жизнь не так уж и опасна. В первые годы после окончания холодной войны многие полагали, что НАТО не переживет эту веху, так же как не пережил ее Варшавский пакт.
И вот сейчас альянс нежится в сиянии своей по-прежнему сильной привлекательности. Семь стран из бывшего восточного блока вчера официально вступили в него - и было совсем не больно: ни Америке, которая при первом расширении на восток в 1999 году опасалась за военную ударную силу блока, ни России, которая давно грозила возобновлением конфронтации, если альянс пересечет "красную линию", т.е. бывшую границу СССР.
Теперь флаги балтийских государств веют вместе с синим флагом НАТО на ветру перемен - и все очень мирно. На что только ни способно время, если умные политики умело его используют.
Сегодня дебаты, которые будоражили умы десять лет назад, кажутся почти нереальными. "Out of area или out of business" (расширяться или проиграть) - это был вопрос существования НАТО; для защиты территории стран альянса НАТО было больше не нужно. Против возможного ответа - стабилизации восточной и средней Европы путем интеграции ее стран не только в ЕС, но и в НАТО - было сильное сопротивление; считалось, что новая конфронтация с Москвой - слишком высокая цена.
Потом придумали "партнерство ради мира": непринужденное сотрудничество с новыми суверенными государствами на востоке Европы, обмен офицерами, совместные маневры. Интерес был огромный, лишь Россия жеманилась. На Западе самое сильное сопротивление политике расширения пришло не от сторонников разрядки, а от американских "ястребов". При Мадлен Олбрайт американский МИД был за принятие Польши, Чехии и Венгрии, а Пентагон - против. Он аргументировал это тем, что новые члены ничего не привносят и лишь распыляют ресурсы. А что касается Балтии - то как НАТО ее защищать, если до этого дойдет?
Войны на Балканах, против которых европейцы ничего сделать не смогли, ясно показали всем, что НАТО по-прежнему нужно, поскольку блок опирается на ударную силу Америки. Послевоенное умиротворение стран, от Боснии до Македонии, тоже стало практическим тестом на годность кандидатов: поляки, балты, чехи, румыны и многие другие направили миротворцев. Россию успокоили различными инициативами, например, советом Россия-НАТО.
Тем временем Пентагон давно образумился - даже больше, чем хотели ли бы многие западноевропейцы. Поскольку новых членов можно заставить работать на американскую политику в Ираке. Они уже сегодня направляют своих солдат в Киркук, Багдад и Басру.
Изменения не превратили НАТО во всемирный интервенционный союз. НАТО слишком демократически построено, чтобы годиться на роль послушного инструмента в руках США. Во времена войны в Косово 19 стран стремились обсуждать цели бомбардировок, сейчас этих стран 26.
Хотя после терактов 11 сентября было объявлено о применении положения о коллективной безопасности, однако военной роли альянс не играл ни в Афганистане, ни в Ираке.
НАТО превратилось в "soft power", мягкий союз, стабилизирующая политическая сила которого выглядит ценнее, чем его военная рука. Даже в избалованной миром Западной Европе сейчас едва ли найдутся силы, которые хотели бы отказаться от НАТО.