Кофи Аннан не замешан в коррупции, и никто этого никогда не утверждал. Но, руководя программой "Нефть в обмен на продовольствие", генеральный секретарь ООН проявил недостаточную ответственность. И это еще мягко сказано. Обнародованный во вторник в Нью-Йорке доклад комиссии по расследованию дела о предоставлении подряда данной программы женевской фирме Cotecna, сотрудником которой являлся сын Кофи Аннана, оставляет тяжелое впечатление: сказано не все, и комиссия во главе с Полом Волкером продолжает работу.
Для ООН эта гнетущая недоговоренность очень некстати, и противники организации в американском конгрессе, несомненно, потирают руки. Дело в том, что с минувшего лета ООН, оправившаяся от иракской травмы, ступила на стезю многообещающих реформ. Она собирается принять участие в восстановлении распадающихся государств, внести ясность в вопрос о средствах борьбы с терроризмом, учредить Совет по правам человека (идея, милая сердцу Швейцарии) и реорганизовать Совет Безопасности.
Надежду внушает не только содержательная сторона проекта (ООН может быть лишь тем, чем она является: это государства и соотношение сил между ними), но и то, как благожелательно он был принят. Как-то неожиданно и США перестали выказывать скепсис и враждебность в отношении нью-йоркской штаб-квартиры. К этой реформе нужно отнестись всерьез, говорят влиятельнейшие американские деятели, а назначение "жесткого" Джона Болтона американским послом в ООН можно рассматривать как стремление внести ясность в дебаты, открывающиеся осенью.
Однако для того, чтобы эта надежда сбылась, нужно, чтобы объединяющая ООН фигура была в хорошей форме и готова к наступлению. Но Кофи Аннан ранен, причем в самый неподходящий момент. Его второй - и последний, в этом не может быть сомнений - мандат заканчивается в декабре 2006 года. Но не закончится ли он раньше? Сегодня такой вопрос возникает.