Президент Джордж Буш в среду отстаивал целесообразность продолжения взаимоотношений с российским правительством, сказав, что было бы "ошибкой" бойкотировать саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в знак протеста против отступления России от демократии.
"Моя стратегия в отношении Владимира Путина заключается в том, чтобы занять позицию, при которой я могу говорить с ним откровенно, - сказал Буш на выступлении в институте Freedom House, отвечая на вопросы по окончании его речи, посвященной защите войны в Ираке.
Он сказал, что спрашивал российских правозащитников, следует ли ему поддерживать контакт с Путиным или публично осудить его, и они рекомендовали ему сохранять позицию, при которой "он мог бы открыто выражать нашу обеспокоенность". Призывы к Бушу бойкотировать экономический саммит в свете движения Путина к авторитарному правлению звучали неоднократно.
Недавно сенатор от штата Массачусетс Эдвард Кеннеди сказал, что администрация должна обдумать необходимость бойкота в связи с имеющимися сведениями о том, что Россия предоставляла Ираку перед войной разведданные.
"Я не хочу ставить на России крест, - сказал Буш. - Я все еще думаю, что Россия понимает, что в ее интересах быть вместе с Западом, работать совместно с Западом".
Буш вызвал смех в зале, добавив: "Я практически уверен, что в интересах моей страны, чтобы я сохранял положение, при котором я могу войти в одну комнату с президентом России, и он не выкинет меня оттуда прочь".
Затем Буш изложил некоторые соображения относительно его предстоящей встречи с руководителем Китая Ху Цзиньтао.
"Я снова напомню ему о том, что между нами сложились комплексные взаимоотношения и что мы будем надеяться, что он не станет бояться свободного общества, точно так же, как он, судя по всему, не боится свободного рынка".
Он сказал, что хочет дать понять главе Китая, что "мы рассчитываем на справедливое отношение его страны к нам" по вопросам торговли и прав на интеллектуальную собственность.
В отношении Ирака Буш в очередной раз настойчиво заявил, что там наблюдается прогресс, но признал при этом, что кризисный этап еще не завершен.
"Я хотел бы сказать, что насилие в Ираке идет на спад, что тяжелые времена позади, - сказал он. - Но это не так". Буш считает, что нынешняя религиозная борьба в Ираке объясняется в основном не присутствием США, а наследием Саддама Хусейна.
Саддам, сказал он, проводил целенаправленную политику "установления контроля путем разобщения иракского народа", в особенности по религиозным и конфессиональным принципам, и за счет "стравливания их друг с другом".
В досаддамовскую эпоху, сказал он, браки между представителями разных конфессий были привычны, и шииты и сунниты в маленьких городах часто молились вместе. Однако жестокие репрессии, особенно в отношении курдов и шиитов со стороны суннитского меньшинства, оставили глубокие шрамы.
В то время как возглавляемые США силы боролись за привнесение стабильности, настаивает президент, причиной беспорядков стало не присутствие коалиции, а то, что "террористы и представители прежнего режима эксплуатируют раны, оставленные тиранией Саддама".