Акционеры резко критикуют действия российских властей
Разрушение концерна ЮКОС находится в России на завершающей фазе. Московский суд открыл конкурсное производство против когда-то крупнейшего нефтяного концерна страны и определил на предприятие внешнего управляющего. GML, основной акционер ЮКОСа, говорит о "паровом катке", которым прошлись по концерну. "Ни ЮКОСу, ни нам не предоставили возможности должным образом подготовиться и обосновать нашу позицию", - сказал в среду глава GML Тим Осборн. Процесс был устроен с "излишней поспешностью". GML - это компания-преемник группы Menatep, контролируемой когда-то олигархом Михаилом Ходорковским, ныне находящимся в заключении.
Московское конкурсное производство было инициировано западным консорциумом банков под руководством Société Générale. Банки предъявили претензии в размере 482 млн долларов (399 млн евро), однако перепродали их государственному нефтяному концерну "Роснефть". В декабре 2004 года - через подставные фирмы - он в результате спорной принудительной продажи уже приобрел главный актив ЮКОСа "Юганскнефтегаз".
Этому предшествовало предъявление ЮКОСу дополнительных миллиардных налоговых претензий. С точки зрения GML и ЮКОСа, сейчас конкурсное производство служит преимущественно для того, что окончательно убрать конкурента с пути "Роснефти". Бывший глава ЮКОСа Ходорковский и его партнер Платон Лебедев в прошлом году за мошенничество и уклонение от уплаты налогов были приговорены к восьми годам заключения в колонии. Оба считают себя жертвами политического процесса.
Определен управляющий
Внешним управляющим ЮКОСа суд назначил 59-летнего юриста Эдуарда Ребгуна. В задачу Ребгуна входит инвентаризация. Ребгун, у которого имеется опыт конкурсного управляющего, должен предпринять все возможное, чтобы стоимость ЮКОСа дальше не снижалась. Однако прежний менеджмент концерна остается пока на своих постах. "Будем надеяться, что он независимый человек", - так прокомментировал Осборн кадровое решение суда. Однако опыт ему подсказывает, что в Москве такие функции обычно поручаются чистым исполнителям.
В собственности ЮКОСа еще остаются две нефтедобывающие компании "Самаранефтегаз" и "Томскнефть", сеть бензоколонок, а также акции "Сибнефти" и "Юганскнефтегаза".