Жестокая реакция со стороны Кремля на бесчеловечные теракты в Москве лишь раскрутит маховик возмездия
С момента последнего крупного теракта в Москве прошло пять лет, "и все явно стали надеяться, что дни зверств позади". "В России мало кто осознает реальность чеченской войны. Люди здесь так долго хотят ее завершения, что воображают, будто она уже закончилась". Пять лет назад "мы были более привычны к такому", пишет о вчерашних взрывах в московском метро The Guardian.
Российские официальные лица поспешили заявить, что организовать такой теракт было невозможно без участия "внешних сил", подразумевая под этим "расплывчатым обозначением всех, кого они считают врагами России", поясняет автор статьи Оливер Буллоу. "Однако в действительности, - пишет он, - такие преступления относятся к числу самых недорогих. Все, что нужно для совершения массового убийства в московском метро, это соответствующие навыки, взрывчатка, провода, детонаторы (всего этого предостаточно на Северном Кавказе, который почти наверняка является исходной точкой теракта) и женщины".
"Трагедия этой войны в том, что она породила так много травмированных жертв. С российской стороны это бывшие военнослужащие, которых отправляют по домам с минимальной поддержкой и обилием воспоминаний о смерти. С чеченской стороны - напуганные пытками молодые люди и девушки, нередко жертвы насилия или вдовы", отмечает автор статьи, приводя в пример Зарему Мужахоеву, которая должна была взорвать себя в Москве в 2003 году, но "не справилась с нервами".
"Каждый инцидент влечет за собой реакцию, а реакция всякий раз влечет за собой инцидент... Казалось, что после смерти Басаева чеченцы оставили эту ужасную, порочную в своей основе философию. Теперь складывается впечатление, что не оставили. Остается только надеяться, что ответ российских [властей] остановит этот маховик возмездия. Если они снова нанесут удар, насилие может так никогда и не прекратиться".