Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 марта 2016 г.

Рукмини Каллимахи | The New York Times

Как ИГИЛ сконструировало механизмы террора буквально на глазах у Европы

"Через неделю с небольшим после того, как Реда Хаме, 29-летний компьютерный техник из Парижа, вступил в ряды "Исламского государства" (запрещено в РФ. - Прим. ред.), он уже выехал из Сирии с указаниями совершить теракт в Париже", - повествует The New York Times. "Благодаря своему французскому паспорту и опыту в сфере информационных технологий он стал идеальным человеком для вербовки в стремительно увеличивающуюся группу в составе ИГИЛ, которая посвятила себя терроризированию Европы", - пишет корреспондент Рукмини Каллимахи.

После ускоренного курса обучения "куратор по кличке Папа отвез Хаме к турецкой границе и на прощанье посоветовал выбрать легкую мишень, перестрелять как можно больше мирных граждан и удерживать заложников вплоть до момента, когда силы безопасности превратят его в мученика", говорится в статье.

По данным газеты, Хаме был отправлен на задание подразделением в составе ИГИЛ, которое увлеклось идеей ударов по Европе как минимум за два года до терактов в ноябре 2015 года в Париже и недавних атак в Брюсселе. "За этот период группа откомандировала череду агентов, обученных в Сирии, намереваясь осуществлять небольшие атаки, которые призваны испытывать на прочность аппарат европейских сил безопасности и заставлять его распылять силы, пока подготавливаются самые смертоносные теракты", - утверждает издание, ссылаясь на материалы судебных дел, стенограммы допросов и данные о прослушке телефонных разговоров в Европе, которые оказались в ее распоряжении.

"Теперь официальные лица говорят, что признаки существования этой специализированной машины терроризма были заметны в Европе еще в начале 2014 года. Но местные власти вновь и вновь не придавали значения каждому из череды выявленных планов террористов, утверждая, что это изолированные или случайные деяния, а связь с ИГИЛ либо проходила незамеченной, либо преуменьшалась", - пишет Каллимахи.

Хаме был арестован в Париже в августе прошлого года прежде, чем смог нанести удар. По данным издания, всего в Европу смогли незаметно вернуться и другие обученные агенты - их было, по крайней мере, 21. "Стенограммы их допросов позволяют заглянуть в происхождение и эволюцию подразделения ИГИЛ, на счету которого - смерть сотен человек в Париже, Брюсселе и других местах", - говорится в статье.

Теперь европейским властям известно, что куратор по кличке Папа - бельгийский гражданин Абдельхамид Абаауд, который отбирал и обучал боевиков для ударов в Европе и сам вернулся туда, чтобы руководить терактами в Париже в ноябре 2015 года.

"Люди из подразделения внешних операций, к которому принадлежал Абаауд, также стояли за атаками в Брюсселе и за атакой, которую удалось сорвать в предместье Парижа на прошлой неделе. Других агентов срочно разыскивают", - пишет газета со слов официальных лиц Бельгии и Франции.

"Там целая фабрика, - сообщил арестованный Хаме французской разведке. - Они предпринимают все возможное, чтобы нанести удар по Франции или по Европе".

В 2012-2013 годах джихадистская группировка, которая позднее превратилась в ИГИЛ, пускала корни в Сирии. "Даже когда группировка начала активно вербовать иностранцев, особенно европейцев, политики в США и Европе продолжали воспринимать ее как менее заметную ветвь "Аль-Каиды", заинтересованную преимущественно в захвате территорий и управлении ими", - говорится в статье.

Автор описывает один из первых тревожных сигналов: 3 января 2014 года греческая полиция остановила такси, в котором ехал гражданин Франции Ибрахим Будина. При нем нашли 1,5 тыс. евро и документ на французском языке "Как делать кустарные бомбы во имя Аллаха".

Но, согласно материалам судебного дела, греки отпустили Будину, так как в Европе не было выдано ордера на его арест.

Между тем во Франции Будина уже числился в списке подозрительных лиц. "Он принадлежал к ячейке из 22 мужчин, которые радикализировались в мечети в Каннах. Когда французские власти были извещены, что в Греции полиция остановила машину, в которой ехал Будина, они уже прослушивали разговоры его друзей и родственников", - говорится в статье.

Полиция взяла под наблюдение квартиру семьи Будины и 11 февраля 2014 года арестовала его. В том же здании были найдены три банки с 600 граммами взрывчатки типа TATP. Позднее такая взрывчатка была применена другими террористами в Париже и Брюсселе, напоминает автор.

Лишь почти два года спустя следователи предали огласке важную подробность: судя по чатам в Facebook, в конце 2013 года Будина находился в Сирии на месте крупного сражения, которое вела группировка, называвшая себя "Исламское государство в Ираке и Сирии".

"Согласно докладу внутренней разведки Франции, Будина - первый гражданин европейской страны, о котором известно, что он поехал в Сирию, вступил в ИГИЛ и вернулся с целью совершения терактов. Однако данные о его связях с этой группировкой затерялись среди документов французских властей и не были увязаны с более поздними делами", - говорится в статье.

Газета подсчитала: Будина и еще не менее 20 боевиков, прошедших обучение в ИГИЛ в Сирии, были направлены назад в Европу, чтобы совершить массовые убийства. Они возвращались поодиночке или по двое, с частотой один человек в два-три месяца, в 2014 году и в первой половине 2015-го.

Все они были франкоговорящими, подчеркивает Каллимахи. Большинство имело гражданство Франции или Бельгии, остальные были иммигрантами из Марокко и других бывших французских колоний.

"Их арестовали в Италии, Испании, Бельгии, Франции, Греции, Турции и Ливане с планами атак на фирмы, принадлежащие евреям, а также на полицейские участки и на карнавальное шествие. Они пытались обстреливать переполненные вагоны поездов и прихожан церквей. Они имели в своем распоряжении ножи и автоматическое оружие, рации и одноразовые сотовые телефоны, а также химические вещества для изготовления TATP", - говорится в статье.

Большинству не удалось совершить теракты. "А власти в каждом случае упускали из виду связи этих людей с новорожденным ИГИЛ (по крайней мере, не оповещали коллег об этих связях)", - пишет газета.

Вот один из самых громких случаев. "Мехди Неммуш вернулся из Сирии через Франкфурт и добрался на автомобиле до Брюсселя, где 24 мая 2014 года открыл огонь в Еврейском музее Бельгии и убил четырех человек", - говорится в статье. Полиция обнаружила у него видеозапись, в которой он брал на себя ответственность за атаку на фоне флага с надписью "Исламское государство Ирака и Сирии". Но зампрокурора Бельгии Ине Ван заявила журналистам: "Вероятно, он действовал в одиночку".

Возможно, вначале было неясно, в какой мере ИГИЛ руководит агентами, отмечает автор. Но во всех расследованиях, вновь и вновь, стало всплывать имя Абдельхамида Абаауда.

Согласно рапорту антитеррористического подразделения французской полиции, за несколько месяцев до нападения на Еврейский музей Неммуш позвонил Абаауду по телефону и говорил с ним 24 минуты.

22 июня 2014 года французский гражданин Фаиз Бушран нелегально проник в Ливан. Он собирался взорвать себя у некого объекта шиитов. На допросе он сказал, что приказ ему отдал Абу Мухаммад аль-Аднани, официальный представитель ИГИЛ, считающийся одним из самых высокопоставленных членов группировки.

"По некоторым сведениям, Аднани руководит в ИГИЛ планированием внешних операций", - говорит Мэттью Г.Ольсен, экс-директор Национального контртеррористического центра США.

"Сотрудники разведки из США и Европы подтвердили общее описание подразделения внешних операций: это отдельная группа внутри ИГИЛ, ее командно-контрольная структура подотчетна Аднани, а тот отчитывается перед Абу Бакром аль-Багдади, самопровозглашенным халифом ИГИЛ", - пишет газета.

Подразделение выявляет людей, подходящих для вербовки, обучает их, вручает им деньги и организует снабжение оружием после того, как боевики выдвигаются на позиции. "Хотя подразделение фокусируется в основном на Европе, атаки во внешнем мире, которыми руководило ИГИЛ или лица, действовавшие от его имени, были еще более кровавыми за пределами Европы. Не менее 650 человек было убито при терактах группировки в местах, популярных у граждан западных стран, в том числе в Турции, Египте и Тунисе", - говорится в статье.

По мнению французской полиции, Абаауд получил специальное задание организовывать атаки в Европе.

В аудиозаписи, опубликованной 22 сентября 2014 года, Аднани заявил, обращаясь к Западу: "Мы ударим по вам на вашей родине", - а также призвал мусульман повсюду убивать европейцев, особенно французов.

После этого были зафиксированы две дюжины нападений. Их небольшой масштаб в сочетании с тем фактом, что многие из нападавших страдали психическими расстройствами, навел аналитиков и чиновников на вывод, что ИГИЛ далеко уступало "Аль-Каиде" по способности наносить атаки на территории западных стран.

"Теперь же эксперты полагают, что на самом деле ИГИЛ переняло стратегию, которую впервые предложил один руководитель операций "Аль-Каиды". Он считал, что группировка сделается старомодной, если займется только крупномасштабными операциями типа терактов 11 сентября, на подготовку которых уходят месяцы или годы. Вместо этого он призвал "Аль-Каиду" заодно осуществлять планы малого и среднего масштаба, а также задействовать пропаганду, чтобы вдохновлять самодеятельные атаки ее зарубежных сторонников", - передает Каллимахи.

В свежем номере своего интернет-журнала Dar al-Islam "Исламское государство" разъяснило свой подход. Группировка утверждает, что направила ресурсы на совершение терактов трех типов, от крупномасштабных, которые координируются ее лидерами, до "изолированных действий саморадикализированных людей, которые не имеют никакого прямого контакта с ИГИЛ, но готовы сознательно действовать от его имени".

В той же статье говорится, что метод джихада в Европе включает в себя переработанную доктрину германской армии XIX века Auftragstaktik - "тактика поручения". "Командир ставит перед подчиненными цель и сообщает, в какой промежуток времени ее нужно достичь, но в остальном дает им свободу для выполнения задания", - поясняет журналист.

"ИГИЛ объясняет в статье, что переняло эту систему, дабы предоставить завербованным "полную тактическую автономию", минимизировать улики, которые могут вывести на группировку, а также обойтись "без какого-либо микроменеджмента", - пишет газета.

Видеообращение, записанное 8 из 10 участников ноябрьских терактов в Париже, снималось в период между февралем и сентябрем 2015 года. Иными словами, теракты планировались за несколько месяцев. "Теперь известно, что Абаауд одновременно готовил этот сокрушительный удар и вербовал, улещивал и обучал Хаме и других для совершения стремительных атак меньшего масштаба", - говорится в статье.

Один из самых четких признаков того, что у ИГИЛ ширятся возможности для осуществления терактов, - умение изготавливать и применять бомбы, начиненные TATP - трипероксидом триацетона. Ранее такие бомбы неоднократно пыталась делать "Аль-Каида", но в большинстве случаев они не срабатывали.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru