Врачи должны прекратить принимать "подачки" от фармацевтической индустрии, пишет сегодня ведущий медицинский журнал.
Бесплатные обеды, спонсируемые конференции, выходные в гольф-клубах и "непозволительно дорогие отпуска" бросают врачей и фармацевтов "в объятия жадности и крайностей", говорится в статьях, опубликованных в British Medical Journal.
На обложке представители фармацевтических компаний изображены в виде ящериц с чековыми книжками, больные ? в виде подопытных кроликов, а врачи ? в виде свиней, которые едят и пьют за столом, ломящимся от яств.
В серии статей результат взаимоотношений между врачами и фармацевтическими компаниями, исследование того, что прописывают врачи, и то, какие последствия это имеет для больных.
Редактор журнала, д-р Ричард Смит заявил, что критика направлена как против фармацевтических компаний, так и против врачей. "В отношениях всегда участвуют две стороны, и мы надеемся, что никто не сочтет этот номер направленным против фармацевтических фирм".
"Наша главная мысль в том, что и врачи, и фармацевтические компании, и больные выиграют, если врачи и компании отдалятся друг от друга".
Врачи принимают все больше подарков от компаний, начиная от ручек и календарей, кончая медицинскими семинарами, которые проводятся в гольф-клубах, сказал он.
"Некоторые врачи уже никуда не пойдут, если там не будут кормить до отвала".
В исследованиях, которые финансируют фармацевтические компании, результаты получаются благоприятными для продукции спонсора чаще, чем в исследованиях, которые финансируются из других источников, утверждает журнал. При этом качество исследований, проводимых на деньги фармацевтов, не хуже.
Исследование, проведенное журналом, показало, что врачи, которые встречались с представителями фармацевтической индустрии хотя бы раз в неделю, усваивали определенную точку зрения, приводящую к прописыванию больным ненужных лекарств. В другой статье говорится, что фармацевтические компании часто оказывают поддержку общественным группам, состоящим из больных.
Две статьи, полученные из Америки, рассказывают о том, как фармацевтические компании ежегодно финансируют 300 тыс. мероприятий для врачей. Однако Американская ассоциация студентов-медиков выступает против таких отношений, а Университет Калифорнии рассматривает вопрос о запрете на бесплатные обеды и посещения университета агентами фармацевтических фирм.
Ассоциация британской фармацевтической индустрии заявила, что ее огорчил отказ журнала принять деньги на издание этого номера.
"Британские фармацевты, имея дело с представителями здравоохранения, стремятся придерживаться самых строгих этических норм", ? заявил генеральный директор ассоциации, д-р Тревор Джоунз.
Д-р Вивьен Натансон, глава Британской медицинской ассоциации по науке и этике, отметила: "Ассоциация надеется, что статьи прочтут многие, и это приведет к дебатам о том, как предотвратить неподобающее влияние. Нужды больных превыше всего, когда врач прописывает то или иное лекарство. В этих вопросах на врачей не должно влиять никакое вмешательство со стороны фармацевтической индустрии".