Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 мая 2005 г.

Джулиан Бордер | The Guardian

США испытывают лазер для защиты авиалайнеров от ракетных атак

Вчера появились сообщения о том, что американское правительство начинает испытания лазерного устройства, которое планируется вмонтировать в корпус американских коммерческих авиалайнеров для их защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов.

Новое устройство должно обнаружить приближающуюся ракету (объектом атаки которой служит источник тепла) и воздействовать на нее лазерным лучом для разрушения системы ориентации. Опасаясь террористических атак на пассажирские самолеты и влияния этих атак на американскую экономику, министерство безопасности США выделило 120 млн долларов на первоначальные испытания лазерного устройства.

Это устройство является усовершенствованной версией аппарата, который уже используется израильской авиакомпанией "Эль Аль". Газета The New York Times писала о том, что три прототипа такого устройства вскоре должны быть установлены на самолеты, которые находятся на аэродроме в Техасе и выполняют коммерческие рейсы.

В случае если будет принято решение установить такие устройства на всех 6800 американских авиалайнерах, производством лазерных устройств займется одна из двух конкурирующих между собой компаний - Northrop Grumman или BAe Systems.

Между тем многие выражают беспокойство по поводу значительных затрат, связанных с оснащением всего американского воздушного флота этими устройствами - 11 млрд долларов, что более чем в два раза превышает ту сумму, которую министерство безопасности затрачивает ежегодно на все виды транспорта вместе взятые.

Даже если федеральное правительство возьмет затраты на себя, авиакомпаниям почти наверняка придется оплачивать расходы по эксплуатации и техобслуживанию, которые могут составить 2 млрд долларов ежегодно и значительно повысить стоимость авиарейсов.

Многие эксперты по вопросам безопасности задают вопросы по поводу того, будет ли лазерное устройство эффективным и оправдает ли затраты. Сегодня в обращении находится большое количество ракет, которые могут быть применены против самолетов. На сегодняшний день, было произведено около 700 тысяч таких ракет, причем местонахождение многих из них точно неизвестно. Самые опасные для авиалайнеров ракеты - американские "Стингеры", которые поставлялись моджахедам, сражавшимся с советскими войсками в Афганистане в 1980-е годы, и разработанные в СССР ракеты СА-7.

В апреле суд Нью-Джерси признал британского бизнесмена Хеманта Лакхани виновным в попытке продать российскую ракету "Игла" правительственному информатору, который представился как представитель сомалийской группировки, заинтересованной в том, чтобы сбить американский авиалайнер.

Попытка сбить самолет авиакомпании "Эль Аль" во время взлета в аэропорту Кении в ноябре 2002 года провалилась - ракеты прошли мимо цели. В прошлом году в грузовой самолет компании DHL над Багдадом попала ракета, выпущенная из ПЗРК. Произошли сбои в гидравлическом системе самолета, но все же лайнер сумел приземлиться.

Согласно исследованию, которое было опубликовано в этом году аналитической организацией, корпорацией Rand, в случае, если ракетой будет сбит американский пассажирский самолет, последствия будут ужасающими. Будут убиты сотни пассажиров и люди, находящиеся в месте падения самолета, а поскольку у публики возникнет страх перед авиаперелетами, это приведет к разрушению отрасли коммерческой авиации и параличу экономики.

Но исследование также показало, что риск успешной ракетной атаки против пассажирских авиалайнеров может быть преувеличен. По мнению корпорации Rand, такая вероятность намного ниже, чем вероятность того, что на борту самолета будет заложена бомба. Степень опасности ракетной атаки из ПЗРК оценена лишь как немного превышающая опасность от снайпера с крупнокалиберной винтовкой, который может находиться за периметром территории аэропорта и обстрелять самолет.

Многие из ракет, которые находятся в обращении, были произведены давно, и лишь эксперты по вооружениям могут привести такие ракеты в рабочее состояние.

Коммерческие авиалайнеры могут сохранять жизнеспособность даже после взрыва одного из двух двигателей.

"Ресурсы на наши программы в сфере безопасности ограничены, поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы использовать свои средства максимально эффективно, - говорит Майкл Вермут, директор программы по безопасности корпорации Rand. - Существуют и другие стратегические альтернативы, которые могут оказаться дешевле и намного эффективнее".

В докладе конгресса США в 2003 году было высказано мнение о том, что было бы лучше потратить средства на специальную подготовку экипажей авиалайнеров, на изменение технологических процессов при авиаперелетах для того, чтобы свести угрозу к минимуму, а также на усиление безопасности возле аэропортов. Также эксперты по безопасности рекомендуют американскому правительству находить и при необходимости выкупать ракеты, которые находятся в обращении.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru