Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 мая 2005 г.

Джампьеро Мартинотти | La Repubblica

Франция наказывает президента за невыполненные обещания

Очень часто за свою долгую политическую карьеру он терпел поражение, но всегда демонстрировал невероятную способность вновь оказываться на вершине. Вчерашний удар, однако, звучит более угрожающе - почти как предложение великому проигравшему Жаку Шираку избрать путь, ведущий к завершению карьеры. Именно он подписал договор и созвал референдум; страна ответила, сказав одновременно "нет" конституции и главе государства.

За прошедшие шесть месяцев неоднократно задавался вопрос, будет ли Ширак в третий раз выставлять свою кандидатуру на выборах в 2007 году, и комментаторы в один голос называли эту гипотезу уже нереалистичной. В истории Пятой Республики "нет" возобладало лишь однажды, вызывал немедленную отставку генерала Де Голля. Ширак не покинет Елисейский дворец, но оставшиеся 22 месяца президентского мандата станут для него самыми тяжелыми в политической карьере.

Поражение пришло 10 лет спустя после его первого избрания президентом 7 мая 1997 года. Затем последовало длительное пребывание на посту главы государства: дольше Ширака этот пост занимали лишь Шарль Де Голль и Франсуа Миттеран. Существует фото, сделанное в день избрания фотографом Беттиной Реймс, но, по-видимому, нам не удастся его увидеть. На фото Ширак, по его лицу текут слезы радости: он только что узнал, что избран главой Республики. Немного позднее, но до официального сообщения он позвонил супруге: "Я добился этого. Меня избрали". Четыре слова жене, которая практически полностью посвятила себя карьере мужа и его восхождению на вершину власти.

Итог его пребывания в Елисейском дворце не впечатляет, и французы не скрывают своего разочарования: лишь 36% оценивают "скорее положительно" долгое президентство Ширака. В первый раз он был избран благодаря сильному лозунгу ("необходимо сократить социальный раскол, который приводит к появлению временных рабочих мест и безработице"), но страна ему никогда не простит того, что он сразу же сменил позицию, избрав вместе с правительством Жюппе жесткую политику, чтобы соответствовать критериям Маастрихта.

Такое глубинное непонимание между благородным на словах президентом и страной, которая требует конкретных дел, усугубилось в течение последних лет и проявилось вчера в результатах голосования: французы сказали Шираку, что он их больше не понимает.

Это крайняя черта для таких, как он. Миттеран всегда восхищался по меньшей мере одним его качеством: способностью быть рядом с народом. Старый президент говорил: "Ширак взял Францию за руку". И он действительно это сделал, не только своими знаменитыми рукопожатиями, но и постоянными поездками по стране.

Сегодня, однако, французы упрекают его за то, что он очень далек от народа. Они не понимают зигзагов, постоянные колебания президента, который за свою долгую карьеру представлял все идеологии: он был либералом, потом цензором ультралиберализма, антиевропеистом и сторонником Европейской конституции, сторонником проведения ядерных испытаний в Полинезии (он возобновил эти испытания сразу же после своего избрания президентом) и защитником мира в момент иракского кризиса.

Ширак официально является представителем правых, но, когда он идет под руку с бразильцем Лулой и выступает инициатором кампаний в пользу стран третьего мира, возникает вопрос, не является ли он современной версией старых радикалов, которые во время Третьей Республики доминировали на политической сцене и имели единственную цель: остаться у власти.

Глава государства совершил много ошибок за эти 10 лет: в 1977 году он распустил Национальную ассамблею, и французы вынудили его сосуществовать с правительством Жоспена на протяжении пяти лет; пребывание на посту председателя ЕС в 2000 году едва не завершилось провалом (соглашение в Ницце); после региональных выборов 2004 года у него не хватило смелости сменить премьера, и вчера он расплатился и за эту ошибку.

Но порой президент вел себя как большой политик: за свою долгую карьеру он никогда не флиртовал с крайне правыми, он всегда держал их на дистанции; он стал первым главой государства, признавшим ответственность французов за депортацию евреев по время оккупации; он сумел противостоять Белому дому по вопросу войны в Ираке - по глубокому убеждению и при этом осознавая, что столкновение с американским союзником может дорого стоить. В этом весь Ширак.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru