Защита климата - первостепенная глобальная задача, действовать нужно немедленно. По российской теме Берлин обращается с призывом: не будем забывать, что наиважнейшие проблемы мы можем решать лишь вместе с Москвой. С такими утверждениями выступает министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер накануне сегодняшнего саммита министров иностранных дел "большой восьмерки".
- Климат, Россия, Иран - по каким проблемам будет труднее всего достичь согласия на саммите "большой восьмерки"?
- У каждой эпохи есть свои вызовы. Это совершенно нормально - вступать в полемику, даже острую, с друзьями и партнерами, чтобы найти наилучшие решения. Будучи крупными промышленными державами, мы облечены общей ответственностью. Это в первую очередь относится к "глобальным" темам в самом прямом смысле слова. Как климат, например.
- Но по вопросу климата возможен раскол между США и Германией. G8 ожидает провал по климату?
- Общая уверенность в необходимости принятия срочных мер для защиты климата укрепилась в эти последние месяцы. Мы, как G8, хотим доказать, что осознаем общую ответственность. Мы должны направлять необходимые и правильные сигналы для защиты климата на мировом уровне. Конечно же, что касается конкретных решений, то мы подошли к самому разгару интенсивных переговоров. Эта тема останется на повестке дня и после Хайлигендамма.
- Между тем напряженность в отношениях с Москвой нарастает. Вы опасаетесь новой холодной войны?
- Пока между нами и Москвой существуют серьезные проблемы, которые мы не хотим минимизировать. Но я обращаюсь со срочным призывом: давайте попытаемся не терять из виду долгосрочных европейских интересов из-за повседневных проблем. Обе стороны, Европа и Россия, лишь выигрывают от тесного стратегического партнерства. Стабильность и благополучие в Европе на длительную перспективу достижимы лишь вместе с Россией, а не против России. Что касается международных конфликтов - Косово, Иран, Ближний Восток - то мы не можем обойтись без тесного сотрудничества с Россией. Серьезным глобальным вызовам - борьба с международным терроризмом, деятельность против распространения оружия массового уничтожения, угроза глобальных климатических изменений - мы можем противостоять лишь вместе с Россией.
- Вы еще надеетесь, что кризис с Ираном пока не перешел точки невозврата?
- К сожалению, последний доклад генерального директора МАГАТЭ аль-Барадеи свидетельствует о том, что Иран по-прежнему не выполняет своих обязательств. Это вызывает у нас глубокую обеспокоенность. Иран не должен недооценивать твердых намерений международного сообщества. Иран должен все взвесить и доказать миру конкретными шагами, что его атомная программа имеет мирный характер. Необходимы полная транспарентность и сотрудничество с МАГАТЭ. Надеюсь, что иранское правительство воспользуется предстоящими переговорами с Хавьером Соланой с целью создания предпосылок для выработки решения в ходе переговоров.
- Насколько велика угроза военного противостояния?
- Мы твердо убеждены в том, что у этой серьезной проблемы не должно быть военного решения! Мы, европейцы, а также США, Китай и Россия, делаем ставку на глобальное решение в ходе переговоров. Мы сделали Ирану привлекательное предложение: оно заключается в сотрудничестве в гражданском использовании атомной энергии, гарантийных обязательствах по поставкам горючего, в широком политическом, экономическом сотрудничестве, сотрудничестве в сфере безопасности. Мы предлагаем диалог. Мяч на иранском поле.
- В Афганистане бои обретают все более ожесточенный характер. Как будет обсуждать G8 этот вопрос? Будет ли подтвержден мандат миротворческих сил или будет предложен вариант ухода из Афганистана?
- Теракт, который стоил жизни 8 афганским гражданским лицам и трем немецким солдатам, свидетельствует о том, насколько опасна эта миссия. Однако я твердо убежден, что наше двойное обязательство - общественный порядок и безопасность, а также восстановление экономики - вполне справедливо. Италия и Германия вместе играют важную роль как партнеры в миротворческих силах. Мы должны принимать дальновидные решения. Но если мы не предпримем достаточных усилий в плане обеспечения безопасности и реконструкции страны, мы вернем страну в руки тех, кто превратил ее в базу международного терроризма.
- Многие опасаются беспорядков на улицах. Какие усилия должны предпринять правительства G8 в плане диалога с движением протеста?
- Мирный протест и демонстрации являются конструктивным элементом любой живой демократии. Я считаю справедливыми многие вопросы, которые ставят антиглобалисты. Например, насколько справедливо добиваться низких цен на товары первой необходимости в Европе через эксплуатацию рабочей силы в Азии и Африке. Мы, политические лидеры, должны принимать участие в критических дискуссиях. Но те, кто хотят навязать свои идеи насильственным путем, предают принципы тех, кого защищают. И в данном случае правовое государство должно четко продемонстрировать границы и пределы.