Есть несколько типов вашингтонских мемуаров. "Я говорю истинную правду" - повествование, призванное свести с кем-то счеты. "Я стоял у истоков" - попытка автора представить себя основополагающим звеном истории. И самое неприятное - "Я знаю, что это ужасная ошибка, но я не упоминал об этом, пока не получил контракт на книгу".
Мемуары Скотта Макклеллана являются образцом последнего жанра. Среди прочих запоздалых признаний бывший пресс-секретарь президента Буша утверждает, что он знал, что война в Ираке была "грубой стратегической ошибкой", но Белый дом предпочел забыть о "честности и непредвзятости".
Это пишет тот самый Макклеллан, который предположительно сыграл большую роль в создании коммуникационной стратегии Белого дома и посвятил себя "искусству обмана" с таким рвением, что мы потеряли счет случаям, когда он осмеивал критиков войны и ставил под сомнение их патриотизм.
Скотт Макклеллан также знал, что Белый дом катастрофически не справляется с ликвидацией последствий урагана Катрина.
Отставной глашатай президента теперь признает, что его слова о непричастности Карла Роува и Льюиса Либби-младшего к разглашению информации о личности агента ЦРУ Валери Уилсон (Валери Плейм, жена известного американского дипломата Джозефа Уилсона. - Прим. ред.) были неправдой. Но он обвиняет Роува, Либби и "возможно" вице-президента Дика Чейни в том, что они обманули его. Он утверждает, что они лгали и президенту.
При всем своем своекорыстии, книга может служить одной благой цели: она напоминает нам о том, что мы все еще точно не знаем, как далеко Буш, Чейни и другие могли зайти в "искусстве обмана", чтобы отправить американцев на разрушительную войну в Ираке.
Комитет по разведке Сената должен был ответить на эти вопросы несколько лет назад, сопоставив заявления чиновников по поводу Ирака - об отсутствии в Ираке оружия массового уничтожения и раздутых связях Саддама Хусейна с "Аль-Каидой" - с тем, что уже было известно.
Бывший председатель комитета, республиканец Пэт Робертс, пытался сделать так, чтобы доклад остался незавершенным. Нынешний председатель комитета, сенатор Джон Рокфеллер, как ожидается, наконец представит его на следующей неделе. Интересно, как поведет себя Скотт Макклеллан.
Также по теме:
Бывшие коллеги вопрошают: "Какая муха его укусила?" (The Washington Post)
У бывшего пресс-секретаря Белого дома найдется для Буша крепкое словечко (The New York Times)