Чехия может затянуть принятие Лиссабонского договора
Сейчас все большим фактором риска для запланированных структурных реформ в Европейском союзе наряду с Ирландией становится Чехия. За две недели до ирландского референдума по Лиссабонскому договору, который упрощает процедуру принятия решений в ЕС и предусматривает организацию новых европейских головных институтов, два пражских министра создали такие условия, что чешский парламент может не уложиться в сроки, отведенные ему для ратификации.
Задержка возможна, поскольку сенаторы из Партии гражданских демократов (ODS), известной своим скептическим отношением к единой Европе, передали Лиссабонский договор на проверку в чешский конституционный суд. Если в связи с этим парламенту в Праге не удастся уложиться с ратификацией в отведенный срок - к 31 декабря, - то базовый договор не вступит в силу, как это было предусмотрено изначально, с 1 января.
Пикантность политической ситуации для чешского правительства заключается в том, что, согласно очередности, с 1 января 2009 года председательство в Совете ЕС переходит к Чехии. Александр Вондра (ODS), европейский министр и заместитель премьер-министра Чехии, заявил в четверг на конференции послов в Праге, что кабинет разрабатывает тактику для двух вариантов: как для перехода в новую фазу, так и для действий по прежнему образцу в случае, если пражский парламент не уложится в установленные сроки. Правда, Вондра сказал, что он рассчитывает на своевременную ратификацию, однако никто не может предсказать, когда конституционный суд вынесет свое решение.
В гораздо более драматичном тоне говорил два дня назад о возможном провале ратификации министр без портфеля Кирил Свобода, ведь подключение к делу конституционного суда может сорвать все графики. Дело в том, что на конец октября намечены выборы третьей части сената, второй палаты парламента, что тоже может оказаться причиной затяжки - работа законодателей возобновится только в конце ноября.
Вдобавок масла в огонь подлило недавнее заявление президента Вацлава Клауса, который попытался увязать ратификацию Лиссабонского договора с вопросом о декретах Бенеша. Указы тогдашнего президента Эдварда Бенеша явились после 1945 года базой для высылки примерно 3 млн судетских немцев и экспроприации их имущества.
Также по теме:
Угроза из Дублина (Berliner Zeitung)