Еще неизвестно, чем закончатся арабские революции; на границах с палестинскими территориями неспокойно; ссоры с Америкой Обамы - о ситуации в Израиле, стране, которая боится оказаться в окружении врагов, рассказывает Джиджи Рива в еженедельнике L' Espresso.
"В районе между Средиземным морем и рекой Иордан, между Израилем и Палестиной, по мнению всех обозревателей, наблюдается затишье перед бурей. Первые признаки ненастья проявились 15 мая, когда десятки тысяч палестинцев вышли на границы с Израилем в день, получивший название "Накба" - "катастрофа" 1948 года, когда была проиграна первая война и начался исход палестинцев. 15 мая израильская армия открыла огонь, были убитые и раненые. Палестинцы ушли. Казалось бы, инцидент исчерпан, но в Израиле только об этом и говорят, и этот эпизод вызывает сильный страх", - пишет издание.
"Что же может произойти, если палестинцев будут миллионы (по некоторым оценкам, в настоящее время численность беженцев и их потомков составляется 3,5-4,5 млн человек)? Всем должно быть понятно, что сейчас ни один разумный человек не может настаивать на возвращении всех беженцев: это было бы равнозначно уничтожению еврейского государства. На всех переговорах говорится лишь о возможности символического возвращения нескольких тысяч палестинцев и о компенсациях всем остальным. Но неожиданная идея возвращения беженцев живо обсуждалась на Facebook, пока страница под названием "Третья палестинская интифада" не была закрыта по требованию министра информации и диаспоры Израиля Юлия Эдельштейна", - пишет автор статьи.
Складывается весьма тревожная ситуация. "Падение Мубарака в Египте и трудности Башара Асада в Сирии являются для нас стратегической проблемой, - говорит Нахман Шаи, депутат от оппозиционной партии "Кадима". Он прекрасно понимает, что военные риски связаны с рисками политическими. - Поэтому "арабская весна" воспринимается у нас как осень с бурями и ненастьями".
Неслучайно министр обороны Израиля Эхуд Барак сразу же попытался добиться от Соединенных Штатов новой финансовой помощи: "Нам нужны 20 млрд долларов, чтобы укрепить нашу безопасность для будущего поколения". Военный ответ является единственным для поколений политиков, привыкших рассуждать только такими категориями в стране, которая постоянно находится в осаде и где количество фронтов, кажется, только увеличивается, пишет журналист: сектор Газа и Ливан - самые горячие; затем следуют Западный берег и Сирия; быть может, в будущем присоединятся Египет и Иордания, если демократические революции обретут исламистский характер. "Еще слишком рано судить, посмотрим, что будет в Каире после выборов", - как мантру, повторяют чиновники.
А знаменитый советский диссидент Натан Щаранский уверен: "Молодые люди вышли на улицы, потому что больше не хотят жить в обществе, в котором царит страх. Это великий момент, мы должны им воспользоваться. Израиль не должен бояться? Мы должны посмотреть - возможно, имеются новые пути к миру, которые бы не основывались лишь на мощи нашей армии". Но какие настроения царят в израильской армии? Некий офицер на условиях анонимности заявил: "Мы прекрасно знали Мубарака и главу его спецслужб Сулеймана. Мы знали, что они были против Ирана, остерегались экстремистов из "Хамаса", имели хорошие отношения с Абу Мазеном (Махмудом Аббасом), выполняли кэмп-дэвидские соглашения. Но какие позиции займут завтрашние лидеры по всем этим вопросам? Мы этого не знаем, поэтому должны сохранять бдительность".
"Большие опасения в Израиле вызывают и отношения с "лучшим союзником" - Соединенными Штатами, - говорится в статье далее. - Барак Обама говорит о границах 1967 года. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху отвечает: "Эти границы невозможно защитить". Отношения между двумя лидерами никогда не были идиллическими, в том числе и по причине неуступчивости Нетаньяху по многим вопросам палестино-израильского урегулирования. Политика его правительства не способствует улучшению обстановки, и прямые переговоры между Израилем и палестинцами кажутся слишком далекими, но альтернативы этому правительству нет. У левых сегодня нет голоса, если не считать немногочисленных пацифистов, возглавляемых Ури Авнери. Пацифисты из организации "Гуш-Шалом" могут мечтать о "Второй израильской Республике", но сегодня главный вопрос - защитить Первую", - заключает автор.