В пятницу президент Медведев вызвался попробовать убедить Муаммара Каддафи отказаться от власти, сообщает The New York Times. Этот шаг впервые предоставляет России одну из главных ролей в событиях, которые сейчас разворачиваются в Северной Африке, полагает журналистка Эллен Барри.
Заявление Медведева знаменует, что тон российских высказываний по ливийскому вопросу заметно изменился. "В последние месяцы Россия все жестче критиковала авианалеты НАТО, возобновилась давняя критика американской доктрины "однополярности", было поутихшая после прихода Обамы к власти", - говорится в статье.
По мнению Барри, Медведев рискует, взяв на себя роль посредника: "Если полковника Каддафи убедят уйти, Россию похвалят за границей, но она отчасти будет отвечать за его безопасность. Если убедить Каддафи не получится, Медведеву будет труднее дистанцироваться от кампании НАТО, не одобряемой в России". "Но, возможно, все эти риски затмил престиж: Россию попросили от имени мировых держав урегулировать вооруженный конфликт".
Спецпредставитель РФ на Ближнем Востоке и в Африке Михаил Маргелов сообщил, что ему поручили посетить Бенгази для переговоров с оппозицией и дать оценку их концепциям управления Ливией после ухода Каддафи. Члены G8 предложили несколько вариантов будущего Каддафи - "от тихой жизни в качестве простого бедуина в ливийской пустыне до судьбы Милошевича в Гааге", сказал Маргелов.
По словам Маргелова, у России уникальное положение: "российские солдаты никогда не воевали со странами Африки и против африканцев". Россия сохранила посольство в Триполи и контакты с окружением Каддафи, а теперь налаживает контакты с повстанцами, отметил сенатор.
Официальный Триполи, неоднократно отвергший предложения о добровольном уходе Каддафи, реагирует раздраженно, пишет газета. Замглавы МИДа Ливии Халид Каим сказал на пресс-конференции, что Ливия ожидала от России солидарности, а не договоренности, сближающей Москву с западными державами, которые пытаются сместить Каддафи. "Словно с целью презрительно отмахнуться от предложения Медведева о посредничестве, он сказал, что правительство Каддафи ни при каких условиях не согласится на дипломатические инициативы Москвы, если Россия не обратится в Ливию через организацию, которая давно является союзником Каддафи, - Африканский союз", - сообщает газета.
После того как Обама, Кэмерон и Саркози вновь потребовали ухода Каддафи, правительство в Триполи заняло круговую оборону и, видимо, надеется, что ему придут на выручку африканские страны, которые полковник поддерживал финансово. Ранее Африканский союз предложил собственный план мирного урегулирования, но повстанцы его категорически отвергли. В ближайшие выходные в Триполи для встречи с Каддафи приедет президент Южной Африки Джейкоб Зума.
Россия с самого начала возражала против операции НАТО в Ливии, отчасти из прагматичных соображений (Россия продавала Ливии много оружия), напоминает газета. Премьер Путин сравнил резолюцию 173 Совбеза ООН с призывом к крестовому походу. Между тем Ливия стала одной из главных тем на встрече Обамы и Медведева в Довиле. Отношения Обамы и Медведева вновь приносят результаты, заметил высокопоставленный чиновник американской администрации. На итоговой пресс-конференции в Довиле Медведев повторил формулировки из декларации G8 - сказал о Каддафи: "Пусть уходит куда хочет" и заметил, что "мировое сообщество сегодня не видит его в качестве руководителя Ливии".