Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 ноября 2000 г.

Серж Андерлен и Эрик Хесли | Le Temps

"У Путина есть миссия. Он добьется цели любыми средствами"

Россия Владимира Путина все еще мирится со свободой прессы? Этот вопрос возник после того, как новый хозяин Кремля начал преследовать ?олигархов? - могущественных промышленных магнатов, интересы которых распространяются, помимо прочего, и на средства массовой информации.

48-летний Владимир Гусинский - ?Гражданин Кейн? новой России - владелец ведущего независимого информационного холдинга ?Медиа-Мост?. В июне путинский режим бросил Гусинского в тюрьму, освободив через несколько дней. С тех пор Владимир Гусинский предпочитает эмиграцию небезопасному существованию под постоянным наблюдением. Он живет между Лондоном и Испанией и держит связь с Россией и ?своими? СМИ (телеканал НТВ, газета ?Сегодня?, еженедельник ?Итоги? и радио ?Эхо Москвы?) по спутниковому телефону.

В своем эксклюзивном интервью редакции ?Temps? Владимир Гусинский довольно жестко отзывается о Владимире Путине.

Олигархи

- Олигарх - кто это?

- Я на самом деле не могу ответить на ваш вопрос, потому что я очень плохой олигарх; бедный олигарх. У настоящего российского олигарха горы денег. А я - всего лишь глупец: я не участвовал в приватизации, у меня, в отличие от других олигархов, нет интересов в нефтяной, газовой, алюминиевой или металлургической областях. Я проявляю активность лишь в сфере средств массовой информации. Я действительно глупец, повторяю вам.

Лишь однажды я попытался принять участие в конкурсе - в 1996 году, когда была объявлена приватизация ?Связьинвеста?. В нем также участвовали ?Credit Suisse First Boston?, ?Telefonica? и ?British Telecom?. Однако операция провалилась, потому что обо всем договорились за кулисами, вне объявленного конкурса. Это стало моей единственной попыткой вести себя как настоящий олигарх, жалкая попытка ? (улыбается). Но даже оставаясь самым ?бедным? олигархом, я уверен в том, что мне завидуют. Народ никогда не любил богатых. И я не рассчитываю на его поддержку.

- Бедный олигарх - это возможно?

- На самом деле, нет, это невозможно. Я действительно не считаю себя олигархом. Чтобы быть им, нужно одновременно занимать две позиции: одну - в высших сферах, в государственном аппарате, и вторую в - деловых кругах. Моя реальная карьера олигарха закончилась после того, как я совершил единственную ошибку: принял участие в финансировании кампании по переизбранию президента Бориса Ельцина в 1996 году.

- По вашему мнению, Путину, в отличие от Ельцина, нужно общество без олигархов или с другими олигархами?

- Это риторический вопрос. У вас в Швейцарии тоже есть олигархи, не так ли? Если я хорошо понимаю терминологию, то олигарх - это человек, сидящий одновременно на двух стульях: один - политика, второй - власть, которую ему дает ?бизнес?. Как, например, Маркос на Филиппинах. В чем разница между режимами Ельцина и Путина? При Ельцине власть была коррумпированной, чиновники брали взятки. С приходом Путина с коррупцией покончили. Он установил систему, при которой уже недостаточно тайных комиссионных, ему уже надо обладать большей частью акционерного капитала!

В действительности, несмотря на кажущуюся противоречивость, нынешний режим более близок к олигархам, чем режим Бориса Ельцина. Мы переживаем ситуацию откровенного кровосмешения между высокопоставленными чиновниками и частным сектором экономики; министры являются членами административных советов крупных негосударственных промышленных групп... Больше нет необходимости в объявлении конкурсов по приватизации госпредприятий: государственные чиновники сами делят акции между собой.

По поводу Путина

- Как вы можете охарактеризовать Владимира Путина, какова реальная природа его режима?

- В принципе, я не имею ничего против Путина. Я его хорошо знаю. Сначала я в него верил и ошибался - как и многие в России. Как только Путин стал президентом, он вновь сменил гражданский костюм на военный мундир.

Люди из КГБ - это как уран. Если вы распылите несколько грамм вещества в пространстве, это совсем не опасно. Но если вы накопите критическую массу, у вас будет атомная бомба. Сегодняшняя проблема заключается в том, что критическая масса бывших сотрудников КГБ уже накоплена, и она вот-вот синтезируется в новую идеологию. Приоритетной задачей Кремля является реставрация былого могущества, неважно какими способами. Он добьется этого при содействии всех тех, кто марширует вместе с ним - будь то олигархи или нет, причастные к криминалу или нет. Путин будет бороться с каждым, кто окажется у него на пути. Ему нужна мощная страна, которая бы вновь обладала весом на международной арене.

- Но разве это не законное устремление российского президента?

- По-моему, приоритет должен быть отдан повышению жизненного уровня населения, а не числу танков, ракет или солдат в вооруженных силах. Путин еще слишком молод. Он хочет мгновенных результатов и лишен прозорливости. Россию можно будет назвать преуспевающей страной лишь тогда, когда население будет жить достойно, и будут достигнуты успехи в борьбе с преступностью.

- Но Россия Бориса Ельцина не была лучше для населения, однако вы его поддерживали?

- Это действительно так, в начале февраля 1996 года на швейцарском форуме в Давосе между олигархами был заключен пакт. Это было сделано не из особой любви к Ельцину, а для того, чтобы воспрепятствовать победе коммуниста Зюганова на президентских выборах. Потом мы оказались между Сциллой и Харибдой. Но тогда мы этого еще не осознали: тогда почему-то мы предпочли Харибду.

- Во время избирательной кампании весной 1996 года ваши СМИ работали на Бориса Ельцина, и вы были его пропагандистской машиной. Вы сейчас об этом жалеете?

- Я жалею об этом, но тогда речь практически шла о необходимости предотвратить в стране гражданскую войну. Было решено поставить на человека немощного, но придерживающегося прогрессивных взглядов.

- Когда, где и как вы впервые встретились с Владимиром Путиным?

- Это длинная история. Когда я увиделся с ним в первый раз, он еще занимал пост руководителя ФСБ. Тогда он мне показался достаточно респектабельным и прагматичным. Затем он перешел в Совет Безопасности, а вслед за этим был назначен премьер-министром. Наши отношения продолжались, они были превосходными. Все изменилось после того, как он стал главой государства. Власть очень плохо влияет на людей.

- Когда между вами произошла первая ссора?

- В то время он еще был премьер-министром. Как-то вечером в октябре 1999 года мы обедали вместе, произошел бурный обмен мнениями. После этого мы не встречались, лишь имели несколько телефонных разговоров, последний из которых состоялся за несколько дней до трагедии с ?Курском?. Затем, после освещения в СМИ этой катастрофы, тон еще больше ужесточился. С тех пор я стал врагом народа номер один.

- Но почему клан Ельцина - ?Семья? - выбрали в качестве преемника именно его?

- Они допустили большую ошибку, полагая, будто он управляем. Это не так. ?Семья? хотела обзавестись новым президентом, который бы не только отстаивал ее интересы, но и преумножал ее благосостояние.

- Большая часть олигархов - еврейского происхождения. В какой степени антисемитизм Владимира Путина мотивирует войну до победного конца, которую он намеревается развернуть против олигархов?

- Ни в какой. Он не антисемит, я могу это утверждать с полной уверенностью. Он не намерен использовать антисемитские настроения для достижения политических целей. Он считает, что на него возложена особая миссия: она заключается в возвращении России ее величия и возрождении патриотического духа. Он хочет добиться, прежде всего, того, чтобы его страну уважали за рубежом. У него имперское видение государства. Однако страна, сделавшая имперский выбор, недалеко уйдет без идеологических инструментов. Инструмент Путина - национализм, и нет никаких иных долгострочных проектов. Он не задумывается над тем, что будет после него, и не стремится развивать гражданское общество.

- В настоящее время сложились благоприятные экономические условия. Воспользуется ли Путин ситуацией для реформирования России?

- На сегодняшний момент цена нефти на международных рынках очень высока, и Россия как крупный ее производитель получает от этого большую выгоду. Но как она использует эту манну небесную? Вкладывает средства в улучшение благосостояния людей? Нет - в поддержание авторитарного режима. Она продолжает финансировать государственные предприятия военно-промышленного комплекса. В последний раз, когда цена барреля нефти была столь же высокой, доходы от продажи нефти позволили профинансировать выживание коммунистического режима в начале 70-х годов. Без этого крушение советской системы могло бы произойти еще на 10 лет раньше.

Мораль заключается в том, что вместо того чтобы использовать валютные средства, полученные от продажи черного золота, на финансирование экономических реформ, власть сегодня, как и вчера, обеспечивает ими свое благосостояние. Путина интересует лишь могущество государства. В Европе этого не понимают.

- Вы думаете, что Путин может попытаться реализовать ?чилийскую модель?, смесь диктатуры и рыночной экономики?

- Нет, потому что новую экономику, новую технологию можно создать лишь в открытом обществе со свободными гражданами. Политзаключенные не могут производить микропроцессоры. Свобода личности неотделима от свободы рынка. Если он попытается навязать России чилийскую модель, люди побегут, станут эмигрантами. В то же время высокий уровень коррупции является характерной чертой сильного государства. Чем большей властью обладают государственные чиновники, тем в большей степени они коррумпированы. Это не решение.

Свобода прессы

- Вы полагаете, что окончательно утратили контроль над вашей группой ?Медиа-Мост??

- Нет. И я ни сколько в этом не сомневаюсь. Пока я жив и на свободе, этот вопрос для меня не стоит. До тех пор, пока россияне будут иметь возможность смотреть наши передачи - будь то ?Куклы? или ?Итоги?, а мы - представлять нашего ?президента-КГБ? (Путина), все будет хорошо.

- Как вы контролируете освещение вашими телеканалами чеченских событий, которое стало главной причиной разногласий между Кремлем и вашей информационной группой?

- Я считаю, что чеченцы, прежде всего - не нация, а бандиты. С другой стороны, не следует забывать, что в России на протяжении веков существовали панславянские националистические настроения. Они сильно проявились и в позиции сегодняшних властей - прежде всего, в их стратегии передачи информации о чеченской войне. Это опасное чувство прочно укоренилось в умах россиян, для которых все чеченцы - террористы.

Когда началась война, мои журналисты были настроены против чеченцев - прежде всего потому, что чеченцы похищали наших корреспондентов. Я даже не могу вам рассказать обо всем, что пришлось пережить нашим заложникам. Таким образом, в начале второй чеченской войны, НТВ освещал ее с явных античеченских позиций. Я откровенно обсуждал этот вопрос с руководителем информационного вещания. Я настаивал, что несмотря ни на что, нельзя поощрять действия российской армии, существование страшных ?фильтрационных лагерей?, как Чернокозово, где истязают даже женщин и детей!

Послушайте: я - еврей, я помню о событиях 50-летней давности - о Холокосте. Еврей, турок, чеченец, палестинец - все равно: такое отношение неприемлемо. Оправдания этому нет. Это правда, между мной и моими СМИ существует конфликт по вопросу о том, как освещать войну в Чечне.

- НТВ работает свободно?

- В принципе журналисты свободны. Но существует определенная самоцензура в условиях внешнего давления. Это очень тонкий вопрос. Власти пытаются создать иллюзию полной свободы СМИ, оказывая на средства массовой информации давление в нужный момент. Если мне придется продать ?Медиа-Мост?, я уверен, что новым владельцем группы станет государство.

- Но какую цель преследует государство: уничтожить свободу мысли, обуздать общественное мнение?

- Трудно сказать. Путин выступает за действительно свободную прессу и при этом хочет, чтобы она была ?объективной?. Если она "неприемлема?, то она - ?субъективна?, и он с ней борется. Путин считает, что СМИ играют ?субъективную? роль в разрушении его миссии, направленной на возрождение России. Таким образом, являясь владельцем независимых СМИ, я оказался предателем.

Борис Березовский

- Еще один известный олигарх, Борис Березовский, оказался под прицелом Кремля. И он тоже - как и вы - выбрал изгнание. Поддерживаете ли вы с ним контакт?

- Время от времени мы общаемся по телефону. Однако дружбой это не назовешь.

- Он покинул родину по тем же причинам, что и вы?

- Борис - политик. Он - не бизнесмен или владелец СМИ, как я. Это политик, который контролирует отдельные СМИ, включая первый канал российского телевидения - достаточно серьезный рычаг. Он помогал Путину. Без Березовского Путин никогда не стал бы новым хозяином Кремля. Что же с ним произошло сегодня? Почва уходит у него из-под ног, а когда-то он стоял во главе мощной империи, интересы которой были представлены в нефтяной и алюминиевой сфере. Я думаю, что он совершил нечто подобное самоубийству, разрушив свой бизнес и порвав связи с Кремлем. Это не Путин его уничтожил. Он сделал это сам, осознав истинную сущность Путина. Он понял, что больше надеяться не на что.

Швейцария

- Швейцарское правосудие проявляет большой интерес к деятельности Бориса Березовского и Павла Бородина - бывшего управляющего делами президента Ельцина. Швейцарская сторона неоднократно предпринимала попытки сотрудничества с российским правосудием. В ходе расследований отмечались неожиданные повороты. Как в России в настоящее время относятся к Швейцарии?

- Швейцария - вторая страна, вслед за Соединенными Штатами, к которой в России относятся крайне негативно: по причине нападок в отношении некоторых высокопоставленных лиц. Считается также, что газета ?Temps? , которая на протяжении нескольких лет следит за хроникой ?российских дел?, играет особую роль, систематически выступая с критикой расследования ?дел? ...

Ссылка

- Как Вы переживаете вашу ссылку?

- Я не слишком верующий с религиозной точки зрения, но фаталист. Если Бог даст - я продолжу работать. Если он захочет, чтобы я остановился, я остановлюсь. Если Богу будет угодно, чтобы Путин или КГБ заполучили меня - так оно и будет.

- Какие воспоминания остались у вас после недолгого пребывания в тюрьме?

- Я был удивлен. В тюрьме многие оказывали мне поддержку. Охранники, преданные телезрители относились ко мне с симпатией. Однажды в коридоре я столкнулся с огромным накаченным типом - гигантом с татуировками по всему телу и золотыми зубами. Когда он приблизился, я сказал сам себе: "Ну вот, мне придется пройти через это." Но вдруг он широко улыбнулся и сказал мне: ?Владимир Александрович, ты должен быть сильным, все за тебя?. Никогда не забуду этого арестанта из Бутырки.

От театральных подмостков до информационной империи

Водитель такси, театральный режиссер, хозяин фирмы, организатор фестивалей? Прежде чем добиться успеха, Владимир Гусинский испробовал все. В настоящее время он возглавляет мощную информационную группу ?Медиа-Мост?. Для одних - он символизирует свободу прессы, для других - он стал одним из тех олигархов, которые разворовали страну.

В 1989 году он приступил к созданию своей империи. Как и остальные ?олигархи?, он начал с создания коммерческого банка - ?Мост-Банка?, оказавшгося в трудном положении в результате финансового кризиса августа 1998 года. Через три года Гусинский основал свои первые СМИ: газету ?Сегодня? и телеканал НТВ. В период предвыборной кампании 1996 года он стал одним из семи ?олигархов?, которые финансировали президентскую кампанию Бориса Ельцина. В прошлом году ?олигарх?, оставивший все другие посты, чтобы полностью посвятить себя своей информационной империи, полностью дистанцировался от Кремля.

С этого момента НТВ приступил к разоблачению маневров клана Ельцина. Но в отличие от большинства соперников-олигархов, обогатившихся в результате приватизации бывшей советской собственности, Владимир Гусинский все всегда создавал собственными руками.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru