Адресная помощь для бедных вместо прямых субсидий предприятиям
Русские могут прожить на 300 франков в месяц, так как они почти ничего не платят за жилье. Как результат, коммунальным предприятиям, которые обеспечивают жителей отоплением, водой и другими подобными услугами, не хватает самого необходимого. Реформа призвана изменить это положение. Планируется введение рыночных цен, целевых выплат для бедных и приватизация предприятий, конкурентоспособных в рыночных условиях.
Как русские умудряются жить на 300 франков в месяц? Без сомнения, скорее плохо, чем хорошо, однако живут. Причин для этого несколько. Во-первых, большинство имеет возможность найти приработок, не декларируя его, что более или менее существенно увеличивает их доходы. Во-вторых, основные продукты по-прежнему можно купить на рынках по достаточно низким ценам. А кроме того, большинство русских живет в своих, в основном скромных и тесных квартирах, практически бесплатно.
Нет денег на оплату коммунальных услуг
Как известно, в советское время все жилищное строительство регулировалось на государственном уровне, и жилье предоставлялось по различным, зачастую непрозрачным, критериям и по длинным спискам очередников. Строились преимущественно панельные дома по принципу "как можно больше и как можно дешевле". В ходе реформ девяностых годов большинство людей смогло практически бесплатно приватизировать жилье, которое они занимали. За предоставление коммунальных услуга (вода, центральное отопление, вывоз мусора), а также за содержание "мест общего пользования", таких, как лестничные клетки, крыши и придомовые территории, по-прежнему отвечают жилищные организации. За свои услуги они выставляют жильцам счета по ценам значительно ниже себестоимости. Таким образом, к примеру, владелец приватизированной двухкомнатной квартиры в Москве платит за отопление, воду и содержание жилья 300 рублей в месяц. А тот, у кого нет денег, просто не оплачивает счета.
То, что жилищные организации и их службы получают за свои услуги так мало, конечно, имеет социальные предпосылки: пенсионер, который получает меньше 100 франков, и рабочий, который зарабатывает всего около 300 франков, просто не в состоянии платить больше. Повышение цен чревато социальным и политическим взрывом. Однако нынешнее положение представляется крайне неудовлетворительным как минимум по двум причинам: во-первых, прямым дотированием жилищно-коммунальных предприятий общество поддерживает, в том числе и богатых, которые, собственно, могли бы позволить себе оплачивать услуги по справедливым ценам. Во-вторых, у самих жилищных организаций тоже хронически отсутствуют деньги и соответственно они не могут финансировать свои службы. Так, предприятия тепло- и водоснабжения все больше живут за счет субсидий. Качество их услуг при длительном отсутствии инвестиций постоянно снижается, у них даже не хватает денег, чтобы оплачивать необходимую им энергию по рыночным ценам. Поэтому даже частные энергетические предприятия вынуждены все больше субсидировать этот разваливающийся сектор, и никто точно не знает, сколько и за что он платит.
Поэтапные реформы и платежи
Российское правительство приняло наконец программу реформирования, которая предполагает постепенный, на протяжении следующих 5-10 лет, отказ от скрытых дотаций и подготовку этого сектора к приватизации. Первыми с начала следующего года в некоторых наиболее благополучных регионах, в том числе в Москве, в Новгородской и Тюменской областях, станут оплачивать коммунальные услуги в полном объеме (а не 40%, как сейчас) "богатые", то есть люди с официальным доходом на каждого члена семьи выше 8500 рублей. С 2004 года, после следующих общероссийских выборов, полностью платить за жилье придется богатым уже по всей стране, а потом полную стоимость будут постепенно оплачивать и остальные семьи. Одновременно бедным семьям предусматривается выделение прямых целевых выплат, которые должны позволить им нести более высокие издержки. Этот логичный и необходимый шаг, могущий предотвратить многочисленные социальные конфликты, должен стать решающим звеном в успешном проведении реформы. Однако пойти на него пока что очень тяжело, поскольку нет не только законодательных предпосылок для эффективного перераспределения средств, но также и достоверной информации о фактических доходах семей. Этим-то и можно объяснить, почему по нынешней официальной российской статистике более трети населения живет ниже уровня отнюдь не щедрого прожиточного минимума.
Параллельно с введением новых расценок, отвечающих требованиям рынка, программой предусмотрено списание долгов с коммунальных предприятий, увеличение их капитализации и обретение ими самостоятельности с тем, чтобы возникла конкуренция между отдельными поставщиками услуг. В конце концов эффективные в рыночных условиях предприятия должны быть приватизированы, полностью или частично, до 2010 года.