В тот же день, когда президент Владимир Путин выражал свою поддержку американской кампании против талибов в Афганистане, московский суд нанес решающий удар по свободе российской прессы. Эти два события, произошедшие в понедельник, очень четко очертили проблему, с которой сталкивается Белый дом: заручиться поддержкой Москвы в войне с терроризмом и одновременно соответствующим образом реагировать на демонстративно авторитарный стиль правления Путина.
У президента Буша есть много причин геополитического характера для того, чтобы развивать все более тесные отношения с Путиным - отношения, которые выходят за рамки американской антитеррористической кампании. К примеру, решение Путина направить в Афганистан гуманитарную миссию поможет администрации обеспечить стабильность в стране. Однако Белый дом должен тщательно продумать, как он будет поднимать вопрос не только о наступлении Путина на свободу прессы и суда, но и о развернутой Кремлем в Чечне кампании геноцида против чеченского народа, в ходе которой, по данным правозащитных групп, погибли тысячи мирных граждан.
Самым свежим примером неприкрытых нападок Кремля на свободу прессы стало удовлетворение московским судом иска "ЛУКОЙЛа" о ликвидации последнего в России крупного независимого телеканала ТВ-6 под предлогом его финансовой несостоятельности. Поскольку "ЛУКОЙЛ" является миноритарным акционером ТВ-6, подача им иска выглядит подозрительно. Акционеры обычно ведут борьбы с кредиторами за сохранение компании, чтобы не допустить падения стоимости акций, а не требуют ее ликвидации. Поэтому представляется, что нефтяная компания выполняет заказ Кремля, подав иск о ликвидации ТВ-6 в обмен на послабления в области налогообложения и другие блага. Между тем судья, который вынес вердикт о ликвидации телеканала, в то время как более логичным была бы реорганизация структуры компании и реструктуризация ее долгов, тоже, скорее всего, действовал под влиянием Кремля.
Учитывая слабость российских демократических институтов, усилия Путина, направленные на лишение независимости судов и СМИ, в долгосрочном плане станут главной российской проблемой. Белый дом должен поднять эти вопросы сейчас, поскольку пристрастия Путина к закулисным проявлениям власти не исчезнут сами по себе.
Администрация Буша, видимо, добилась определенных успехов, стремясь заставить Кремль изменить свою политику в Чечне и одновременно заручиться его поддержкой в борьбе с терроризмом. На прошлой неделе, вскоре после встречи Буша и Путина в Техасе, Кремль начал переговоры с чеченскими повстанцами. А в понедельник представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев в России Джон Маккаллин отдал должное тому, как Москва оказывает гуманитарную помощь беженцам, укрывшимся от войны в Чечне. Принимая во внимание недавние события в Чечне, вряд ли Москва согласилась бы без давления со стороны США пойти на переговоры с повстанцами и должным образом относиться перемещенным лицам в этом регионе.
Принимая во внимание вышеизложенное, очень важно, чтобы Буш продолжал доводить до сведения Путина свою серьезную обеспокоенность по поводу вышеуказанных событий, одновременно продолжая сотрудничать в борьбе с терроризмом. Если решимость США начнет ослабевать, то проблемы, на которые сегодня не обращают внимания, завтра приведут к кризису.