Если не состоится урегулирование по двустороннему варианту, Израиль рискует столкнуться с массовым противодействием, похожим на то, которое имело место во времена апартеида, полагает Ольмерт. Он делает новую попытку добиться общественной поддержки мирных переговоров
Вчера премьер-министр Израиля выступил с нехарактерным предостережением, что в случае, если Израиль не даст своего согласия на создание независимого палестинского государства, его могут начать сравнивать с ЮАР времен апартеида. В своем интервью израильской газете Ha'aretz Эхуд Ольмерт сказал, что Израилю, если он ввяжется в борьбу с требующими равенства в правах палестинцами, "придет конец".
По его словам, если не будет достигнуто двустороннее урегулирование, Израиль "столкнется с борьбой за равные избирательные права, похожей на ту, которая имела место в ЮАР. И как только это случится, Израилю придет конец". Иностранные союзники Израиля немедленно отвернутся от такого государства, сказал Ольмерт.
Премьер-министр заявил: "Первыми, кто выступит против нас, будут еврейские организации, которые являются нашей опорой в Америке. Они скажут, что не могут выступать на стороне государства, которое выступает против демократии и равных избирательных прав для всех своих граждан".
Как правило, израильское правительство очень болезненно воспринимает любые сравнения с режимом апартеида. Заявление Ольмерта выглядит как попытка по следам конференции в Аннаполисе обеспечить идее возвращения к мирным переговорам с палестинцами поддержку скептически настроенного израильского общества.
20% населения Израиля составляет арабское меньшинство. Его представители являются гражданами и имеют право голосовать, но часто подвергаются дискриминации и кое-кем воспринимаются как "демографическая угроза". Ожидается, что в течение нескольких лет количество арабов на израильской и палестинской территориях сравняется с количеством евреев в Израиле и израильских поселениях, а потом и превысит его. Некоторые палестинцы считают, что им следует добиваться так называемого одностороннего урегулирования, т.е. равных избирательных и гражданских прав в рамках более широкого государства, в которое войдут Израиль и оккупированные им территории и в котором у палестинцев вскоре будет большинство.
Это не первый прецедент, когда Ольмерт проводит рискованное сравнение с ЮАР. 4 года назад, тоже в интервью Ha'aretz, он выступил с аналогичным предостережением, но, будучи заместителем премьер-министра Ариэля Шарона, настаивал на том, что Израилю следует в одностороннем порядке установить границу с палестинцами, уйти из сектора Газа и сохранить основные еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан.
Тогда Ольмерт однозначно определил свои цели следующим образом: "максимально увеличить количество евреев; минимизировать количество палестинцев; не возвращаться к границам 1967 года и не позволять разделить Иерусалим". Но односторонние действия в глазах граждан Израиля дискредитированы (по крайней мере на данный момент) установлением в секторе Газа господства "Хамаса" и прошлогодней войной в Ливане.
Вчерашнее заявление Ольмерта совпало с годовщиной обнародования в 1947 году плана ООН по разделению подмандатной Великобритании Палестины на еврейское и арабское государства. На его высказывание откликнулись политики самых разных убеждений.
Израильский историк Том Сегев во вчерашнем выпуске газеты Ha'aretz написал: "Не так-то просто понять, почему многие израильтяне до сих пор считают, что лучше большое государство и война, чем маленькое государство и мир". По его словам, Израилю есть что терять. "С каждым новым израильским поселенцем на этой территории и с каждым новым палестинским ребенком, который будет убит Армией обороны Израиля, решение, принятое 29 ноября 60 лет назад, будет становиться все менее легитимным с этической точки зрения. Палестинцы уже потеряли почти все, что у них было".
Геральд Штейнберг, который возглавляет кафедру политологии в Бар-Иланском университете (Израиль), сказал, что заявление Ольмерта отражает давно сформировавшееся убеждение: "Его логика в точности повторяет ту логику, которой придерживается правительство Израиля с 1967 года. Суть ее в осознании того, что невозможно создать еврейское демократическое государство и при этом по-прежнему держать под контролем миллионы палестинцев".
По его словам, успех переговоров, инспирированных конференцией в Аннаполисе, до сих пор остается под вопросом. Если они закончатся неудачей, правительство Израиля может вернуться к идее одностороннего ухода с большей части Западного берега реки Иордан, при этом сохранив там военное присутствие.