Ученые предполагают, что личная жизнь древнего человека была похожа на таковую у современных горилл. Для них характерно наличие одного доминантного самца, который держит "гарем" из самок.
В результате исследования ископаемых останков 35 гоминид Paranthropus robustus, живших 1,5-2 млн лет назад, были выявлены значительные различия в развитии между особями мужского и женского пола, что проливает свет на особенности их брачного поведения. Рост самцов парантропов продолжался и в зрелом возрасте - значительно дольше, чем у современных людей. Как выяснилось в ходе проведенного британскими и итальянскими учеными анализа, в результате они становились гораздо крупнее самок.
Такая диспропорция в размерах самок и самцов, известная как половой диморфизм, в животном мире, как правило, связана с брачным укладом, в котором один доминантный самец контролирует множество самок, в то время как более мелкие, подчиненные самцы имеют гораздо меньше шансов на продолжение рода. Именно так выглядит сексуальная жизнь горилл. Их самцы растут на протяжении многих лет, и лишь потом превращаются в зрелых "силвербэков", которые начинают доминировать и получают в свое распоряжение группу самок.
Новые сведения, опубликованные в журнале Science, заставляют предположить, что парантропы жили по схожему сценарию. "Исследуя окаменелости, возраст которых составляет 1,5-2 млн лет, мы обнаружили, что в одной из родственных нам ветвей гоминид самцы продолжали расти и в зрелом возрасте, как это происходит у горилл", - говорит глава исследовательской группы Чарльз Локвуд из University College London.
"В результате имели место более значительные различия в размерах между самцами и самками, чем сегодня. Общеизвестно, что мальчики созревают медленнее девочек, но у людей это заметно гораздо меньше, чем у некоторых приматов. Самцы гориллы растут еще долго после того, как у них появятся коренные зубы. Они получают статус "силвербэков" лишь много лет спустя после того, как самки-одногодки начинают приносить потомство. Результаты исследования заставляют предположить, что среди найденных окаменелостей - останки самца, который являлся доминантным для группы самок. Такое положение дел было довольно опасным для других самцов. Из-за социальной структуры парантропов и парадигмы их развития самцы подвергались большому риску быть убитыми".
Коллекция окаменелостей происходит со стоянок Суарткранс, Дримолен и Кромдраи близ Йоханнесбурга. Многие из них, как предполагается, принадлежат хищникам. Среди ископаемых гоминид значительно больше самцов, чем самок, что, возможно, отражает их образ жизни.
Видимо, юные самцы, недостаточно зрелые для того, чтобы принять участие в соревновании за право доминировать, жили по одиночке или собирались в небольшие группы, что делало их более уязвимыми, говорит доктор Локвуд.
"По сути, самцы этого вида вели очень рискованный образ жизни. По достижении зрелости они, как правило, покидали ту группу, в которой были рождены, и лишь много времени спустя становились достаточно зрелыми для того, чтобы привлечь самок и создать новую группу. Некоторых из них хищники убивали еще до того, как у них появлялась такая возможность".
Paranthropus robustus не является прямым предком современного человека, он принадлежит к отдельной ветви генеалогического древа homo sapiens, которая ныне угасла. Парантроп был прямоходящим и передвигался на двух ногах. Рост взрослой особи составлял от 4 футов 3 дюймов до 4 футов 7 дюймов (1,3-1,4 м).