Уроки американо-китайского сотрудничества на переговорах с Пхеньяном
Не все московские стратеги оценят развязывание политического конфликта в Персидском заливе как однозначное зло
Усилия изменить путем переговоров позицию Северной Кореи, не считающейся с глобальными установлениями о нераспространении ядерного оружия, возможно, еще увенчаются успехом. Но сможет ли этот опыт стать образцом для усилий по противодействию вызову, который бросает расширяющаяся ядерная программа Ирана? Будет ли полезен всеобъемлющий диалог по этому вопросу между Америкой и Китаем?
Если затянувшиеся переговоры с Северной Кореей действительно приведут к конструктивному устранению опасностей, которыми чревато открытое стремление Пхеньяна к ядерному оружию, это произойдет в значительной мере благодаря решительным изменением в публичных позициях и Соединенных Штатов, и Китая. Америка запоздало согласилась принять участие в серьезных и длительных многосторонних переговорах (а затем стала их активной сторонницей) между пятью заинтересованными государствами и руководством Северной Кореи. Еще важнее отказ Китая от его изначальной сдержанности, что в итоге оказалось жизненно важным в деле убеждения Пхеньяна в потенциальной самоубийственности его политической нетерпимости.
Я недавно побывал в Китае, где мне представился шанс обсудить с лидерами Китая широкий круг тем в частных беседах. Из своей поездки я вынес два отчетливых впечатления, касающихся подхода Китая к иранской проблеме. Первое состоит в том, что размах внутренних преобразований в Китае делает эту страну уязвимой к глобальной политической и экономической нестабильности. Особенно Китай обеспокоен последствиями любой крупной вспышки насилия в районе Персидского залива. Эта обеспокоенность очень заметна и резонна, если учесть вероятные финансовые и политические последствия крупного американо-иранского конфликта. Таким образом, Китай, несмотря на стремительный взлет к статусу одной из важнейших держав на глобальной арене, в геополитическом смысле выступает за нынешнее положение дел.
И второе: китайская сторона энергично ратует за то, чтобы в отношениях с Ираном Соединенные Штаты руководствовались стратегическим терпением. Они отмечают, что в отличие от Северной Кореи Иран твердо отрицает намерение обзавестись ядерным оружием, а это, как полагают китайцы, хотя поверить отказу трудно, создает возможности сохранить лицо, заключив соглашение о санкционированной международным сообществом, неагрессивной ядерной программе Ирана.
На взгляд Китая, Соединенным Штатам следует избегать втягивания в перестрелку в стиле "око за око" с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, поскольку она укрепляет внутриполитические позиции Ахмадинежада; Америке также следует перестать настаивать на предварительных условиях проведения переговоров, которые практически равносильны требованию, чтобы иранцы публично сознались во лжи. Главное внимание надо уделять не опровержению правдивости заявлений Ирана, а совместной выработке формулировки, которая фактически будет означать отказ от нежелательного варианта с предполагаемой разработкой ядерного оружия.
После того как Китай более активно включится в процесс переговоров с Ираном, он сможет способствовать выходу из патовой ситуации. Китай поддерживает относительно теплые отношения с Тегераном, чье руководство не объединено и все более оказывается в изоляции. Ни Пекин, ни Тегеран не хотят, чтобы их экономические отношения прерывались: Иран поставляет Китаю нефть, в которой тот весьма нуждается, а Китай снабжает Иран столь же необходимым оружием и продукцией тяжелой промышленности. Но для того, чтобы Китай захотел сыграть конструктивную роль в этом процессе, ему нужно, чтобы Соединенные Штаты набрались терпения в стратегическом плане. Китайская сторона опасается, что нетерпеливое стремление США ужесточить санкции отчасти мотивируется убеждением, что санкции вскоре докажут свою неэффективность и могут быть задействованы "другие варианты, находящиеся на рассмотрении".
В этой связи следует отметить, что Россия играет какую-то неопределенную роль. Россия проводит переговоры с Ираном и рьяно заявляет, что желает мирного решения проблемы. Эти утверждения не следует отметать сразу. Конфликт в Персидском заливе может неблагоприятно сказаться на интересах России, но его негативные последствия для России являются умозрительными. Всякий серьезный конфликт возымеет "эффект разбегающейся волны" на международном уровне, и российским лидерам следует благоразумно учитывать вероятность этого.
Тем не менее, Россия все более превращается в ревизионистское государство и все более открыто пытается как минимум частично восполнить геополитические утраты, которые она понесла в начале 1990-х годов. Среди приоритетов Кремля большое место занимает необходимость отрезать США доступ к каспийской и центральноазиатской нефти. Более того, среди долговременных политических угроз, с точки зрения московской элиты, есть и потенциальное вторжение Китая в ненаселенные, но богатые полезными ископаемыми районы на востоке России, а также политическое проникновение США в населенные западные области, над которыми Россия недавно утратила свое имперское господство.
В этом контексте не все московские стратеги, возможно, оценят развязывание политического конфликта в Персидском заливе как однозначное зло. Резкое вздорожание нефти нанесет урон Китаю и США, одновременно дав толчок новой волне антиамериканских настроений. В этом контексте Европа может дистанцироваться от Америки, меж тем как и Европа, и Китай впадут в еще большую зависимость от поставок энергоносителей из России. Россия, очевидно, извлечет из этого финансовую и геополитическую выгоду.
Таким образом, от серьезного кризиса в Персидском заливе зависят далеко идущие последствия. Они могут повлечь за собой изменения в глобальном распределении сил, которые будут даже драматичнее перемен после окончания холодной войны. В свете всего вышеизложенного всеобъемлющий стратегический диалог между Соединенными Штатами и Китаем, учитывающий ценность их общего опыта в переговорах с Северной Кореей для разрешения потенциального кризиса в отношениях с Ираном, может стать своевременным и исторически целесообразным.
Збигнев Бжезинский, в прошлом советник президента Джимми Картера по национальной безопасности, автор ряда книг. Последняя из них - "Второй шанс: три президента и кризис американской сверхдержавы"