Для каждого общества найдется своя последняя капля, переполняющая чашу людского терпения, замечает московский корреспондент The New York Times. Для французов в конце XVIII века то были парики Марии Антуанетты, для бостонцев - налог на чай. Тем, кто хочет вывести из терпения русских, Эллен Барри советует громко хлопнуть дверцей такси: "На лице водителя появится столь страдальческое выражение, что вы извинитесь и поспешите смотаться". Россияне обожают свои автомобили, поясняет журналистка.
"Русские будут молча мириться с голодом и репрессиями, но не советуем отнимать у них автомобили", - пишет Барри. Кремлю это, по-видимому, известно: после возмущенной реакции автомобилистов президент Медведев заблокировал закон о повышении транспортного налога вдвое. Почти неслыханное событие, чтобы в мир российской политической жизни проникли требования простых граждан.
На своих митингах автомобилисты не выдвигают политических лозунгов, а восстают, потому что у них отобрали святое - машину, пояснил Кирилл Форманчук из Екатеринбурга, организатор местной кампании против коррупции в ГИБДД. В 2007 году, когда он пришел регистрировать свой автомобиль, его сильно избили. Автомобилисты вышли на демонстрации в его поддержку. В 2005 году автомобилисты всей России добились отмены приговора Олегу Щербицкому, участнику аварии, в которой погиб губернатор Алтая. Опасную ситуацию создал сам губернатор, но Щербицкого приговорили к четырем годам колонии, напоминает издание. "Возможно, автомобилисты вносят в развитие российского гражданского общества тот вклад, которого ожидали от предпринимателей", - говорится в статье.
Правда, некоторые наблюдатели считают отмену транспортного налога чисто политическим шагом - то ли попыткой Медведева оспорить власть Путина, то ли плодом опасений обоих лидеров за свой рейтинг. Во всяком случае, Кремлю стоит бояться автомобилистов хотя бы потому, что среди них преобладает молодежь. В демонстрациях в защиту Щербицкого участвовали представители среднего класса. "Такие люди выходят на улицу, потому что у них есть будущее", - заметил автомобильный обозреватель "Новой газеты" Юрий Гейко.