"Церемония вручения премий имела все внешние признаки легитимности: в модном лофте недалеко от Кремля собралась восторженная, любознательная, преимущественно молодая публика, а жюри состояло из лучших умов научного сообщества", - пишет в своей статье в Foreign Policy Мария Антонова.
Но жюри было поручено установить, кто наиболее успешно "нес свет невежества в массы", сообщает автор. При голосовании бюллетени опускались в шапочку из фольги.
"В итоге премия "Почетный член академии лженаук", которая в октябре вручалась впервые, досталась биологу Ирине Ермаковой, регулярно выступающей с комментариями на российском федеральном телевидении. Ермакова говорила под запись, что считает, что мужчины как пол развились путем эволюции из ранних амазонок-гермафродитов. Она принадлежит к ведущим российским активистам, выступающим против ГМО, и утверждает, что генетически модифицированные продукты питания - на самом деле американское биологическое оружие, цель которого - геноцид в отношении России. Вручив ей премию, российское научное сообщество стремилось показать, что даже в трудные времена не утратило чувства юмора. Организатор мероприятия Александр Соколов, научный обозреватель, автор премированных книг, сделал со сцены дерзкое заявление: "Пусть как можно больше людей увидят, что в России наука жива и может сама себя защитить!" - повествует автор.
И комментирует: "Но есть все больше признаков того, что она этого не может".
"В стране, которая дала примерно 17 нобелевских лауреатов в научных сферах, наука подвергается натиску. Дело не только в том, что финансирование урезано (хотя оно урезано), или в том, что эта сфера страдает от коррупции и "утечки мозгов" (хотя она действительно страдает). Члены научного сообщества говорят, что одна из самых больших проблем, с которой они сталкиваются, - то, что российское государство с недавних пор радушно относится к псевдоученым вроде Ермаковой. Кремль возвысил и институционализировал их идеи, часто для вящей необходимости смешивая их со здоровой дозой антизападной риторики", - пишет Антонова.
По словам автора, Ермакова "выступала в качестве эксперта в российском парламенте, где депутаты-популисты используют ее в поддержку своей борьбы с генетически модифицированными продуктами". В июле в России был принят закон о запрете производства генно-модифицированных продуктов.
"Среди других лиц, верящих в маргинальную псевдонауку и назначенных на ответственные должности, есть Михаил Ковальчук, физик из ближайшего окружения Путина, руководящий Курчатовским институтом, исследующим атомную энергию", - говорится в статье. В прошлом году "Ковальчук прочел российским сенаторам доклад, в котором предостерег, что глобальная элита под руководством США разрабатывает особый подвид человека - генетически инаковую касту рабочих "людей-слуг", которые едят мало, думают о мелочах и размножаются только по приказу. (Под этой безумной конспирологической теорией и антизападными преувеличениями был сокрыт лоббистский призыв к увеличению госфинансирования, дабы его институт мог оставаться в авангарде революционных исследований)", - утверждает автор.
В 2008 году Российская академия наук отказалась избрать Ковальчука своим членом. "Как считается, этот и другие шаги академии, направленные на отторжение Ковальчука, повлекли за собой ответный удар в 2013 году, когда российское правительство приняло меры к демонтажу этой институции", - говорится в статье. Реформы нанесли академии "большой урон", говорит научный обозреватель Александр Сергеев.
"Те, кто верит в псевдонауку и рекламирует ее, теперь занимают должности в самых разных структурах российского правительства", - пишет автор. Глава президентской администрации Антон Вайно "в 2012 году опубликовал научную работу о "нооскопе" - загадочном мистическом инструменте, который, по утверждениям Вайно, может путем сканирования Вселенной делать прогнозы и контролировать общество и экономику", - говорится в статье. "Нахождение таких людей у власти - это новая тенденция, демонстрирующая, что власти больше не боятся открытых носителей псевдонаучных идей, - сказал Сергеев. - Наоборот, власти готовы принимать их и подпадать под их влияние".
По мнению критиков, Кремль обнаружил, что псевдонаука гармонирует с его нынешними идеологическими потребностями.
"В сентябре специальная комиссия академии, призванная бороться с российской псевдонаукой, опубликовала доклад с выводами, что взлет псевдонауки отчасти связан с растущей изоляцией страны и национализмом. Россияне, отвергающие глобальные научные нормы, восприняли эти перемены в идеологии как шанс добиваться господдержки своих проектов", - говорится в статье.
"Тем временем крепнущие связи между национализмом и псевдонаукой дают псевдоученым возможность обвинять своих критиков в русофобии и недостаточном патриотизме", - говорится в статье.
"Сергеев, член академической комиссии, говорит, что Кремль не только создал атмосферу, благоприятную для псевдонауки, но и, по-видимому, пытается отрезать подлинных российских ученых от внешнего мира. В прошлом году ходили слухи, что некоторые университеты возрождают советское требование о проверке администрацией научных работ перед публикацией, а другие запретили преподавателям давать интервью без предварительного разрешения", - говорится в статье.
Российские ученые начали давать отпор. Есть вышеупомянутая премия и несколько независимых проектов по популяризации науки. "С 2013 года, в рамках проекта "Диссернет", группа онлайн-дружинников разоблачает широко распространенное жульничество в российских кандидатских диссертациях", - отмечает автор.