В гневном письме, которое разочарованный Петр Великий однажды направил одному из губернаторов, прозвучал вопрос: "Что вы делаете с деньгами? И почему иметь с вами дело все равно что вести переговоры с королем иностранной державы?".
Триста лет спустя президент Владимир Путин задает те же самые вопросы российским губернатором и региональным лидерам. Как и многие предыдущие правители России, он постепенно обнаруживает, что тот, кто сидит в Кремле, лишь издает указы, а реальная власть принадлежит местным деспотам.
Как сказал политолог из Волгоградской академии государственной службы Евгений Мельниченко: "Это похоже на средневековую феодальную систему, когда в каждом регионе был свой собственный феодал. Если вы занимаетесь здесь бизнесом, у вас должен быть покровитель".
Это отнюдь не только академическая точка зрения. Я спросил Мишу - бывшего ярославского преступного авторитета, как он относится к местному губернатору. "Это как князь в прежние времена. Вы ничего не можете сделать без его ведома", - ответил он.
Именно этих царствующих князьков Путин пытается обуздать. Он назначил семерых полномочных представителей для восстановления власти центра по всей России. Он намерен покончить с правом губернаторов автоматически занимать места в верхней палате парламента.
Президент пытается также ограничить их право на взимание налогов. Теоретически это не должно составить труда. Губернаторы обычно зависят от дотаций из центра и зачастую не пользуются авторитетом в своих собственных регионах. Более того, приблизительно 40 региональным лидерам, то есть почти половине, предстоит этой осенью пережить перевыборы. Путин же, пообещав восстановить власть центра, до сих пор пользуется популярностью среди избирателей.
В этой борьбе не гнушаются никакими методами. В Курской области Александр Руцкой - губернатор и бывший вице-президент России, помогавший в 1993 году защищать парламент от президента Бориса Ельцина, - был исключен из избирательных бюллетеней менее чем за 24 часа до дня голосования.
Его преступление заключалось в том, что он не указал в качестве своей собственности шестилетний автомобиль "Волга", который, по его словам, был продан несколько лет назад, когда Руцкой предоставлял данные в качестве кандидата на пост губернатора. Кремль говорит, что не имеет никакого отношения к его отстранению от участия в выборах, что, однако, представляется маловероятным, учитывая момент вынесения судебного решения, не предоставивший Руцкому времени для апелляции.
Политическая экзекуция Руцкого показывает, что Кремль - если у кого еще были на этот счет сомнения - готов использовать грязные приемы, чтобы избавиться от неугодных губернаторов. Проблема в том, что некем их заменить - нет того, кто обладал бы реальным авторитетом. Большинство полномочных представителей Путина - бывшие сотрудники служб безопасности или армейские военные, не имеют на местах прочных позиций.
Успешность Путина в управлении страной через полномочных представителей или путем лишения губернаторов права на переизбрание зависит от характера региона. На Дальнем Востоке его представитель даже не смог найти место для своей резиденции. Всякий раз, когда он посылал своих людей посмотреть возможное здание, местный губернатор опечатывал его и ставил на этом месте охрану. По словам другого регионального лидера, у любого федерального чиновника, назначенного без его одобрения, он просто обрежет телефон.
Пальму первенства в саботировании деятельности нового представителя федерального центра, Петра Латышева, держит Екатеринбург. Местные власти предоставили ему в качестве резиденции большой и красивый дворец, построенный в 19 веке.
Однако это оказалось ловушкой. Дворец уже давно использовался школьниками в качестве Дома творчества. Не успели объявить о переезде туда путинского назначенца, как вокруг будущей резиденции возник пикет из рыдающих матерей и взволнованных детей. Где бы он ни давал пресс-конференцию, сначала его неизменно спрашивают: "Разве вы не любите детей, г-н Латышев?"