Мари Мандрас, специалистка по России из французского Национального центра научных исследований, только что издала книгу "Как функционирует Россия? Политик, бюрократ и олигарх" (Autrement, 2003). В интервью Le Figaro она излагает свой взгляд на политику Владимира Путина.
- Чего хочет Путин?
- Он наконец-то вышел из леса. Но сделав это, российская власть берет на себя большой риск. Ибо налицо противоречие между желанием прослыть либеральным реформатором в экономике и действиями, подрывающими саму основу этой экономики!
Нефть и газ приносят российскому государству около 50% национального дохода. Трогать компанию, которая является первой в этой отрасли, - опасно! То, что влиятельные околокремлевские группы смогли провернуть это дело, свидетельствует о серьезном политическом кризисе.
Этот факт нашел подтверждение в уходе в отставку Волошина, всемогущего главы президентской администрации, защищавшего интересы "Семьи", то есть окружения Бориса Ельцина и влиятельных финансистов, поддерживавших его власть. Эта отставка показывает, что страна вступила в фазу ожесточенной борьбы за влияние и столкновения интересов.
- Значит, получается, что Путин, выбирая между интересами друзей Ельцина и интересами ФСБ, определился с выбором лагеря?
- Все не так просто! Окружение ельцинского клана больше не существует. В 90-е годы вокруг президента Ельцина сформировались различные группы интересов. Нынешний кризис, разразившийся за пять недель до парламентских выборов 7 декабря, ставит новый вопрос: кто те люди, которые смогут сохранить свои богатства под путинским "зонтиком"?
Российский президент, который, скорее всего, будет переизбран в марте, явно не терпит конкуренции, а миллиардер Михаил Ходорковский начинал приобретать слишком большое влияние. Он не скрывал своих политических амбиций.
- Можно ли говорить о "ресоветизации" России?
- Мне не нравится этот термин, по-моему, слишком расплывчатый. О чем идет речь? О приватизации? О свободах? О менталитете? Если говорить об экономике, то в России она выведена из равновесия, так как эта большая страна продолжает жить в основном за счет продажи сырья, не развивая производство. В этом ее большая слабость. Это приносит быстрый доход, но никто в мире не покупает товары made in Russia.
Именно по этой причине политическая власть не может согласиться с таким влиянием руководителей нефтяного сектора. Что касается свобод, то, действительно, Россия за последние годы не превратилась в благополучную демократическую страну.
В последние 5-6 лет здесь наблюдается тревожный крен. Достаточно упомянуть о препонах, чинимых свободе СМИ, или о невозможности в России высказывать несогласие с войной в Чечне. Но также очевидно, что границы России остаются открытыми, а выборы, хотя они становятся все менее "конкурентными", проводятся регулярно. Ибо Путин не обладает ни возможностями, ни душой диктатора.