Приняв вчера манифест, составленный по британскому образцу, Демократическая партия Японии (ДПЯ), которая находится в оппозиции к правительству, собирается таким образом радикально изменить политическую жизнь страны и повлиять на ход предстоящих парламентских выборов.
Демократическая партия Японии стала первой политической партией страны, принявшей собственный манифест. Решение о принятии манифеста было принято вскоре после того, как один из наиболее влиятельных лидеров этой партии посетил лондонскую штаб-квартиру лейбористов во время своей поездки в Англию, куда он приехал для изучения английской государственно-политической системы.
Опубликовав программный документ своей политической деятельности, в котором содержится намного больше деталей, чем прежде, японские демократы надеются встряхнуть громоздкую избирательную систему страны и разрушить политическую монополию правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), лидером которой является премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, и партнеров ЛДП по коалиции.
После долгих и горячих дебатов по поводу манифестов, которые внесли большую сумятицу в политическую жизнь страны, появление первого манифеста вызвало восхищение широких слоев населения. Это новшество вынудило ЛДП спешно опубликовать собственную политическую программу.
Однако многих избирателей обескураживает то, что слову "манифест", как специфически английскому, нет адекватного соответствия в японском языке.
И сейчас, когда до выборов, назначенных на 9 ноября, остаются считанные дни, началось энергичное обсуждение вариантов перевода этого слова.
"Когда на днях я услышал слово "манифест", я даже не знал, что оно означает. Боюсь, что сейчас наши политики используют новую терминологию только для того, чтобы создать видимость, будто они делают что-то новое", - говорит 40-летняя Акико Ёсида, иллюстратор журнала.
Налицо все признаки того, что сама концепция "манифеста" японскому обществу до конца не понятна.
Как показал опрос, проведенный недавно газетой "Иомиури", самым авторитетным печатным органом страны, только 40% респондентов заявили о том, что будут поддерживать политические партии лишь в том случае, если они будут строго следовать своим программным документам.
В ЛДП, разделенной на различные фракции, только 12% ее кандидатов заявили, что будут твердо придерживаться партийного манифеста.
Но есть и надежда на то, что манифесты политических партий поднимут качественный уровень японской демократии, заставляя их вести дебаты по таким важным вопросам, как реформа системы пенсионного обеспечения или определение будущей роли вооруженных сил.
Концепция манифеста была широко поддержана политическими комментаторами и западными дипломатами. В передовой статье "Иомиури" отмечается, что, в отличие от деклараций общего характера, которыми являются программные документы большинства политических партий, в манифестах указываются конкретные цели и точные сроки их выполнения.
"У манифестов большой потенциал. С помощью этих документов можно изменить принципы, на которых строится политика в Японии. Партии будут четко определять приоритеты своей политики, а обществу будет предоставлена возможность делать сравнения и соответствующий выбор" - подчеркивает "Иомиури".
Например, огромный интерес у избирателей вызвало обещание демократов сделать скоростные автомагистрали более свободными в течение трех лет и ликвидировать дорожные пошлины, которые делают поездки на автомобиле на длительные расстояния столь же дорогими, как покупка билета на поезд.
Такаси Тидзи, 41-летний избиратель из Токио, говорит, что будет очень подробно читать манифесты политических партий. "Раньше избиратели никогда не надеялись на то, что политические деятели выполнят все, что обещали во время выборов" - добавляет он.
"Мы не сможем многого добиться, если наши политические деятели станут преследовать лишь корыстные цели вместо того, чтобы выполнять то, о чем заявлено в манифесте их партий. За то, что обещается на бумаге, политик отвечает больше, чем за устные заявления", - считает он.
Япония всегда восхищалась британской системой парламентской демократии. С 1999 года премьер-министр Японии регулярно приезжает на заседания парламента, где депутаты напрямую задают ему вопросы. Прямые трансляции этих встреч стали самыми популярными теле- и радиопередачами.