Молодой человек бьет ногой по корзинке с мусором, из которой вылетает еще одно скомканное письмо с отказом. Он достает пистолет, вкладывает дуло в рот и нажимает на курок.
Затем камера отъезжает, и на телеэкране появляется лозунг: "По официальным данным, в Германии требуется еще 150 тыс. подмастерьев. Дайте молодым будущее".
Сюжет демонстрируют по коммерческому музыкальному телеканалу, который смотрят сотни тысяч молодых людей. Он является частью проводимой профсоюзами рекламной кампании, цель которой показать отчаянное положение подростков, которые, окончив школу, не находят мест подмастерьев и не могут получить профессиональную подготовку.
60-секундные ролики, в которых молодые люди режут себе вены, травятся газом, тянутся к веревке или пистолету, вызвали в Германии возмущение. Политики, желтая пресса и психиатры выступили с осуждением кампании, которую профсоюз работников сферы обслуживания Verdi задумал для оказания давления на канцлера Германии Герхарда Шредера, чтобы тот возродил программу ученичества, игравшую важную роль в экономике с момента окончания Второй мировой войны.
Немецкий лидер обещал, что, если компании к концу года не создадут новых вакансий, он добьется принятия закона, по которому компании, не предлагающие места учеников, будут штрафовать. Оппозиционная Христианско-демократическая партия и представители крупного бизнеса называют эту инициативу подачкой профсоюзам.
Профессиональное обучение всегда считалось одной из сильных сторон Германии. Но сегодня, отчасти из-за экономического спада, отчасти из-за неудач образовательной системы около 600 тыс. немцев моложе 25 лет не получают профессиональной подготовки.
"Мы не может не считаться с тем, что сегодня огромное количество соискателей просто не готово к работе подмастерьями, - заявил Дитер Хундт, глава Федерации работодателей Германии. - Нельзя ждать, что бизнес будет заниматься обучением людей, которые появляются на пороге предприятия, не владея элементарными навыками чтения, письма и счета".
Представление о том, что государство и работодатели должны гарантировать детям, не склонным к академическим занятиям, прочное положение на рынке труда, рушится. Компании все чаще считают обучение на месте пустой тратой ресурсов.
Рекламная кампания знаменует собой ответный удар профсоюзов. Она проходит под лозунгом "Встань и борись". "Драматическая ситуация требует драматичных шагов", - заявил Торстен Тенбиг, глава молодежной секции Verdi. Профсоюз, насчитывающий 2,6 млн членов, один из крупнейших в мире. Однако за прошедший год он потерял 100 тыс. членов, и возможно, что в отчаяние его приводит собственное будущее, а не будущее молодых безработных немцев.
Против руководства профсоюза ведет кампанию газета Bild, призывающая рядовых членов к бунту.
Детский психиатр Фанц-Йозеф Киммиг заявил: "Профсоюзы недооценивают воздействие этих рекламных роликов. Нестабильных людей, уже задумывающихся о самоубийстве, они могут подтолкнуть к последней черте".
Все меньше мест для молодежи
Немецкие подростки обычно подают заявления на профессиональное обучение в возрасте 15-19 лет. Обычно обучение длится два года и считается важным фактором, обеспечивающим получение рабочего места в определенной сфере.
В 2002 году выпускникам средней школы предлагалось на 10 тыс. меньше ученических мест, чем в 2001-м.
Цифры за 2002 год показывают, что во всех отраслях, кроме двух, количество молодых немцев, поступивших в ученики, сократилось.
В цветоводстве места учеников в 2002 году получили 2,9 тыс. человек. Это самый низкий показатель за 10 лет.