Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 октября 2006 г.

Конрад Шуллер | Frankfurter Allgemeine

Норвежская модель

Украина стремится в Европейский союз и нуждается в западной перспективе

Вообще-то северные модели на Украине давно вышли из моды. После того как тысячу лет назад несколько кораблей викингов поднялись по степным рекам и мимоходом основали Киевскую империю, казалось, что наивысшая точка влияния скандинавов на Днепре уже пройдена. Однако вдруг здесь все снова заговорили о Норвегии. Александр Чалый, главный советник президента Ющенко по внешней политике, делает это с тихой радостью, министр иностранных дел Борис Тарасюк - с еле заметным презрением. В стороне никто не остался.

При всем том смысл употребляемого сейчас в Киеве слова "Норвегия" вовсе не соответствует его словарному определению - это не североморская страна, торгующая китовым жиром и природным газом, а модель украинского будущего. Украина хочет как можно быстрее стать членом Евросоюза. Демократический лагерь, мотор "оранжевой революции" осени 2004 года, рвется в Брюссель, и даже угольные и стальные олигархи с Востока, не слишком вдохновленные демократией, которые еще недавно вставляли революционерам палки в колеса, оценили западные рынки. Все они содрогаются от мощи российской газовой политики и обращают свои взгляды в сторону ЕС. Последний от них отворачивается. Хотя по его правилам любая демократическая страна Европы имеет принципиальное право на вступление в Евросоюз, но все же при нынешнем всеобщем унынии в Германии или Франции никто не решается потребовать от избирателей нового витка расширения. Президент Еврокомиссии Баррозу только что еще раз повторил, что желанное для Украины вступление в ЕС с точки зрения Брюсселя является в настоящий момент неприемлемым. "Во-первых, не готова Украина; во-вторых, не готовы мы", - сказал он в прошлую пятницу.

Тем не менее, последнее слово еще не сказано. Бесспорно, что со времен "оранжевой революции" Украина сделала большие успехи. Пресса полна жизненных сил в отличие от большинства других стран постсоветского пространства, а мартовские выборы в парламент были настолько свободны, как ни одни предыдущие выборы в этой стране - пусть даже в их результате премьер-министром вновь оказался Виктор Янукович, знаковая фигура пресловутого "донецкого клана". Саммит Украина-ЕС в Хельсинки однозначно подтвердил эти успехи. Кроме того, бесспорно, что Украине срочно необходима западная перспектива, если она хочет продолжать движение в том же направлении и не желает рано или поздно снова оказаться в железных тисках России. Нужно быстро что-то предпринимать, чтобы территория от Галиции до Донбасса с его важными трубопроводами, по которым российские и среднеазиатские энергоносители, нефть и газ, текут транзитом в Европу, не оказалась потерянной. Итак, если пока Украина не может претендовать на свое место в брюссельской квартире, ей нужно предоставить, по крайней мере, теплый зал ожидания - на одно, на два десятилетия - и держать для нее открытую дверь в основное помещение.

И тут в игру вступает "Норвегия". Норвегия не является членом ЕС, но поддерживает с ним близкие отношения. Через Европейское экономическое пространство (ЕЭР) она теснейшим образом связана с внутренним рынком ЕС и даже является участником Шенгенского соглашения о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан. Поэтому сейчас в европейских коридорах, когда речь заходит об оборудовании зала ожидания для Украины, "Норвегия" - это слово сезона. О ней говорят все. Полякам, которые уже сегодня предпочли бы ликвидировать все двери вместе с дверной коробкой, модель кажется недостаточной, французы, которые, если бы все зависело от них, заминировали бы проход и охраняли бы его с собаками, приходят в ужас, а немцы, не примкнувшие из осторожности ни к одному лагерю, говорят: "Да, из этого могло бы что-то выйти".

Модель - это больше, чем просто лозунг. Она уже обрела конкретный образ в виде 21-страничного "предложения" Еврокомиссии Совету министров иностранных дел. В нем без упоминания слова "Норвегия" Еврокомиссия предлагает заключить более широкое соглашение с Украиной, которое должно далеко выйти за рамки ныне действующего соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Его ядром должна стать интенсификация сотрудничества во внешней политике и политике безопасности, и, что самое главное, широкая и "глубокая" свободная экономическая зона, где Украина как можно ближе доведет свои стандарты и нормы до тех, которые действуют в ЕС. Здесь же найдется место тесному сотрудничеству в вопросах энергоснабжения и транзита энергоносителей. Правда, соглашение не будет содержать недвусмысленного предложения о вступлении, но оно и не станет помехой для этого в будущем.

Данной концепцией Еврокомиссия задала направление переговорам о "более широком соглашении", решение о проведении которых было принято в прошлую пятницу на саммите Украина-ЕС в Хельсинки. Данное направление соответствует той центристской позиции, которую занимает в частности Германия. Документ выходит далеко за рамки позиции французов и южных европейцев, которые предпочли бы менее "глубокую" свободную экономическую зону. Но станет ли он основой для переговоров в будущем году, зависит от того, одобрят ли на своем заседании в декабре предложение Еврокомиссии министры иностранных дел ЕС.

На Украине тоже имеются свои тонкости. Чалый, советник президента Ющенко по внешней политике, подтвердил в беседе с нашим корреспондентом фундаментальное значение для страны северной модели. Он понимает, что при нынешнем положении ЕС любое требование более конкретных обещаний о вступлении в Евросоюз только отпугнет партнеров на Западе. Поэтому он предлагает в течение наступающего промежуточного периода, который может продолжаться целое десятилетие, сконцентрироваться в первую очередь на конкретных проектах, например, на сотрудничестве в модернизации жизненно важных для Украины нефтегазовых транспортных систем, на международных миротворческих миссиях или на транспортировке военных грузов украинскими тяжелыми самолетами. Президент Ющенко публично высказывает аналогичные мысли, однако в конфиденциальных беседах он настаивает, чтобы в грядущем соглашении был установлен срок вступления, который даст перспективу стране на ее трудном пути к стабильной демократии. В Хельсинки он облек это требование в слова, заявив, что грядущее соглашение должно недвусмысленно предусмотреть "политическое ассоциирование" Украины с ЕС, то есть статус, который является первой ступенью к полноценному членству.

Наиболее отчетливые слова в этом направлении по-прежнему исходят от министра иностранных дел Тарасюка - одного из тех политиков "оранжевого" лагеря, который, пожалуй, наиболее открыто формулирует украинскую озабоченность в связи с Россией и поэтому сильнее других стучится в двери ЕС. Для него "Норвегия" - это очевидно слишком мало. Норвегии, говорит он, не приходится бороться с "воздействиями", которые грозят ее суверенитету, как грозит суверенитету Украины российская газовая политика. Поэтому она не испытывает никаких неудобств, находясь вне Евросоюза. Украина же имеет выбор только между полноценной принадлежностью к "Европе" или к "Евразии", вновь возникающей сфере российского влияния. Для воображаемой Норвегии на Днепре на этой географической карте места просто нет.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru