Правительство обещало золотые горы многочисленным сербам из соседнего Косово, бежавшим во Вранье, в случае принятия новой конституции. Но перемещенные лица настроены крайне скептически
В Сербии референдум по новой конституции превратился в плебисцит по Косово. Тем не менее, самые заинтересованные участники - сербские беженцы, изгнанные из Косово в июне 1999 года, в выходные не продемонстрировали энтузиазма. Если верить официальным речам, произносившимся в Белграде по поводу конституции, в преамбуле которой говорится, что "Косово и Метохия являются составной частью Республики Сербия", то принятие основного закона является первым этапом к возвращению 150-200 тысяч перемещенных сербов. Во Вранье, городе на юге Сербии, в 20 км от Косово, нашли убежище многие из них. "За 10 лет через Дворец спорта во Вранье прошли более 50 тысяч человек, - говорит Войя Джорджевич, чиновник из мэрии, занимающийся социальными вопросами. - Сначала сюда приехали сербские беженцы, изгнанные из Хорватии и Боснии и Герцеговины, потом перемещенные из Косово". Сегодня в общине во Вранье постоянно проживает до 5000 беженцев, речь идет о самых бедных, которые не могут добраться до Белграда или до провинции Воеводина, более процветающей, чем юг страны.
Некоторые живут во Враньске Бане - на термальной станции, расположенной неподалеку от города. Об этих горячих сероводородных источниках было известно с давних пор, но здания, построенные в 1930 году, почти все находятся в заброшенном состоянии. Огромный отель, строительство которого началось в 1970-х годах, так и стоит недостроенным. Рядом с этим зданием были построены деревянные домики, чтобы разместить в них беженцев из Косово, которые в течение многих лет скитались по улицам Вранье. Несмотря на существование малого аграрного проекта по выращиванию зелени, практически никто не работает. Возвращение назад, как кажется, невозможно. "Условия безопасности не выполняются. У нас каждый день убивают сербов", - рассказывает супружеская пара пенсионеров из Урожевач, Косово.
Все партии, поддержавшие новую конституцию, от крайне правых радикалов до демократов президента республики Бориса Тадича и сторонников премьер-министра Коштуницы, приложили немало усилий, чтобы убедить беженцев принять массовое участие в голосовании, используя как методы убеждения, так и "маленькие подарки". В этот уик-энд активисты обошли все лагеря и общины, чтобы убедить колеблющихся и пожилых людей прийти на избирательные участки. Во Вранье противники конституции не имели возможность провести свою кампанию, их не было ни в бюро по выборам, ни в избирательных комиссиях.
Условия внесения в списки избирателей перемещенных лиц были облегчены, что наводит на мысль о фальсификациях. "В субботу был отмечен всего один случай агитации, в Буяноваче, на юге Вранье, но это совершенно незначительный эпизод", - сообщил Марко Благоевич, руководитель CESID, независимой структуры по контролю за выборами.
Однако некоторые перемещенные не скрывают своего скептицизма. "Зачем голосовать? Косово потеряно, и Сербия просто не знает, что с нами делать", - говорит 40-летний Боян. По его словам, он не хочет голосовать, "чтобы не участвовать в играх политиков в Белграде". Никто не питает иллюзий. Пожилая дама объясняет: "В любом случае все проголосуют, потому что, если мы не проголосуем, нас могут лишить гуманитарной помощи". Многие иностранные неправительственные организации прекратили свои программы по оказанию помощи, и эти беженцы выживают лишь благодаря помощи государства и сербского Красного Креста. Официально международное сообщество не снимает с повестки дня вопрос о возвращении сербских беженцев в Косово, на чем настаивает Белград. Однако, как все полагают, в случае обретения Косово независимости снова начнется насилие, и сотрудники Верховного комиссариата ОН по делам беженцев признают в частных беседах, что готовятся к новому исходу сербов из Косово.