Российское правительство никогда не отличалось прямотой, когда дело касалось его планов взять под свой контроль нефтяной и газовый бизнес.
Так что у литовцев были все основания для подозрительности, когда Россия, ссылаясь на утечку, перекрыла в конце июля трубу - единственную, по которой в Литву шла российская нефть-сырец.
На самом деле, как считают литовские официальные лица, аналитики и руководители компаний, россиян волновала не столько труба, сколько то, к чему она ведет, а именно единственный в Литве нефтеперерабатывающий завод.
Поскольку Россия часто добивается того, чего захочет, не столь важно, что в июне литовское правительство подписало соглашение о продаже НПЗ польской компании PKN Orlen за сумму, значительно превышающую предложение России.
"Целью было заставить Литву пересмотреть сделку, - считает заместитель директора Центра стратегических исследований Томас Жанелиунас, который внимательно следил за развитием событий. - Они хотели, чтобы завод купила российская компания, но по цене ниже рыночной".
Столкновение Литвы с кремлевской нефтяной политикой, как говорят критики российских методов ведения бизнеса, является типичным случаем того, что вице-президент Дик Чейни охарактеризовал как использование Москвой в отношениях со своими соседями энергетического экспорта в качестве "инструмента запугивания и шантажа".
Эта характеристика разозлила российские власти, которые говорят, что против них восстанавливают весь деловой мир в тот период, когда многие российские компании расширяют свое присутствие в Европе.
"Из-за чего вся эта истерика? - спросил президент Владимир Путин на недавней встрече с лидерами бизнес-сообщества, сообщает агентство "Интерфакс". - Мы не можем понять, почему средства массовой информации так нервничают из-за предполагаемых российских инвестиций в германскую экономику".
Российские компании, чьи счета пухнут от высоких цен на энергоносители, охвачены заморской покупательской лихорадкой. Завод по производству стали в Мичигане, трубопровод в Германии и рудник в Австралии недавно были проданы, соответственно, российским компаниям "Северсталь", "Газпром" и "Русал".
В Литве правительство и компания ЮКОС, впавшая в немилость у Кремля, пытались продать НПЗ Mazeikiu Nafta в Литве через аукцион, организованный нью-йоркской компанией Lehman Brothers.
В аукционе приняли участие четыре компании: две из России, одна из Казахстана и одна из Польши. Российские компании "Лукойл" и ТНК-BP проиграли из-за того, что их предложения были хуже, чем у остальных. Когда их попросили предложить конкурентоспособные цены, россияне отказались, сказал в интервью в Вильнюсе председатель совета директоров НПЗ Нериюс Эйдукевичус.
В июне PKN Orlen купила НПЗ, заплатив 1,49 млрд долларов за долю ЮКОСа (53,7%) и 850 млн долларов за 30,6% акций, принадлежащих литовскому правительству.
"Они не проявили интереса, - говорит Эйдукевичус о российских компаниях. - Это было странно".
В действительности, как говорят эксперты, российское правительство использовало другие стратегические приемы, чтобы заполучить НПЗ для российской компании - помимо аукциона и по бросовой цене.
В момент продажи ЮКОС уже приближался к банкротству, вызванному политическими причинами. Государственная компания "Роснефть", председатель которой Игорь Сечин является бывшим агентом КГБ и руководителем путинского аппарата, уже приобрела большую часть ЮКОСа в ходе принудительного аукциона в 2004 году и имела виды на остальные активы.
Чтобы оказаться на переднем крае борьбы за активы ЮКОСа, "Роснефть" подписала конфиденциальное соглашение с западными банками-кредиторами в декабре 2005 года, чтобы взять на себя долги ЮКОСа в случае, если банки принудят компанию к ликвидации, что и произошло в марте. Таким образом "Роснефть" оказалась кредитором в деле о банкротстве ЮКОСа.
Российский конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун, представляя интересы "Роснефти", подал иски в федеральный суд по делам о банкротстве Нью-Йорка и в Нидерландах, с тем чтобы блокировать продажу НПЗ, но в обоих случаях проиграл дела. На этом закончились легальные попытки добиться права на НПЗ, не имеющие отношения к аукциону, проводившемуся компанией Lehman Brothers.
Демонстрируя, по словам руководителей ЮКОСа, крайнее недовольство российских властей таким развитием событий, российская прокуратура завела уголовные дела по подозрению в мошенничестве против четырех высших руководителей ЮКОСа. Сообщение об этих обвинениях появилось меньше чем через час после того, как суд в Амстердаме вынес решение по делу 17 августа.
Бывший исполнительный директор ЮКОСа, американец Стивен Тиди, назвал уголовное дело против него в России "вендеттой", отражающей глубокую фрустрацию российских властей в связи с крахом их шестимесячных усилий по покупке литовского НПЗ и других мелких активов ЮКОСа в Словакии и Швейцарии.
"Когда кто-нибудь не дает им делать то, что им хочется, они злятся", - сказал Тиди.
Тем временем Россия переживала неудачу другого рода внутри Литвы, говорят литовские наблюдатели.
В разгар процесса продажи пророссийский политик в литовском правительстве, чье ведомство должно следить за соблюдением законности при сделке, был изгнан из правительства в результате громкого финансового скандала. Министр Виктор Успаских сбежал в Москву и теперь разыскивается Интерполом.
Российское правительство пригласило его преемника Кястутиса Даукшиса, как он рассказывает, 23 мая в Кремль на встречу с первым вице-премьером правительства России Дмитрием Медведевым. Смысл встречи был, по его словам, в том, чтобы заявить об интересе россиян к НПЗ.
"Он сказал, что российское правительство интересуется тем, кто купит Mazeikiu Nafta", - рассказал в телефонном интервью Даукшис. - Он сказал, что российские компании заинтересованы в покупке".
"Они думали, что могут купить завод дешево, но сегодня это невозможно", - сказал про русских Даукшис. Он вернулся в Вильнюс.
Бывший вице-президент ЮКОСа Александр Темерко говорит, что компания трактовала отчет Даукшиса о встрече в Москве как угрозу российским поставкам нефти на НПЗ по нефтепроводу "Дружба".
НПЗ немедленно переключился на танкерные поставки, и это решение оказалось провидческим - первая партия прибыла за неделю до закрытия нефтепровода.
Контракт о продаже завода польской PKN Orlen содержал оговорку, согласно которой он мог быть расторгнут в случае, если рыночная цена завода существенно упадет до закрытия сделки. Литовские аналитики и политики говорят, что, заставляя PKN Orlen отказаться от контракта со ссылкой на эту оговорку, российские власти добивались возобновления переговоров о продаже НПЗ российским компаниям, и именно в этом заключалась основная причина перекрытия нефтепровода.
Пожар, случившийся на НПЗ 12 октября, нанес предприятию ущерб на 75 млн долларов, включая прямой ущерб и недополученную прибыль за 2006 год; так считает литовское правительство и кредитно-рейтинговое агентство Fitch. Предполагается, что пожар вдвое снизил производительность завода до начала следующего года. Хотя поджог и не исключается, литовские средства массовой информации сообщают, что наиболее вероятной причиной пожара является утечка топлива. Официальное заключение на этот счет должно быть вынесено в ноябре.
PKN Orlen вскоре после пожара заявила, что обсудит со своими кредиторами возможности дальнейшего участия в сделке.
Пока самый большой актив его страны увяз в переговорах и согласованиях, президент Литвы совершенно в русском стиле намекнул, что может отплатить России той же монетой.
19 августа президент Валдас Адамкус заметил, что единственная российская железная дорога, связывающая Россию с Калининградской областью и идущая через Литву, может быть закрыта на ремонт, который литовские СМИ уже окрестили "политическим".
"Мы должны обеспечить безопасность поездов и пассажиров, - передает Baltic News Service слова Адамкуса. - Если для повышения безопасности перевозок понадобятся ремонтные работы, то я не вижу здесь причин для политической напряженности".