Премьер-министр Грузии Ногаидели считает, что его страна готова вступить в НАТО уже сегодня
- Зима уже не за горами. Насколько Грузия зависит от поставок российского газа?
- В настоящее время мы получаем 35% своего газа из России и вынуждены мириться с ценой, продиктованной Россией. В следующем году эта зависимость сократиться до 20%, а может быть, даже до нуля. Большой объем газа пойдет из Азербайджана.
- Вы планируете вернуть мятежные Абхазию и Южную Осетию в 2008 году под свой контроль при помощи мирных средств. Как вы хотите этого добиться?
- Не обязательно в 2008 году, но мы хотим разрешить этот конфликт раз и навсегда. Что касается переговоров с Южной Осетией, то уже наметилась динамика. Об этом я планирую говорить во вторник в Вене на заседании ОБСЕ. Я считаю, сегодня появилась хорошая возможность быстро разрешить конфликт при том условии, что Россия будет сотрудничать. Российские представители также будут участвовать в заседании. Что касается Абхазии, здесь подобного прогресса не наблюдается. Но он впереди.
- Зимние Олимпийские игры 2014 году будут проходить в Сочи, на границе с Абхазией. Россия планирует брать там материалы для строительства спортивных сооружений.
- Позвольте мне внести ясность: никто не будет получать материалы из Абхазии без нашего разрешения. Мы предупреждаем Россию: мы этого не потерпим.
- Грузия хочет в 2009 году вступить в НАТО. Что вы можете сказать относительно графика вступления?
- Мы находимся сегодня в фазе интенсивного диалога. Сейчас мы надеемся на то, что после саммита НАТО в апреле 2008 года мы сможем перейти к следующей фазе, к плану действий по вступлению в НАТО. Но Грузия уже сейчас готова к вступлению в НАТО.
- Европейские члены НАТО требуют улаживания спора с Россией. Москва же считает провокацией как раз амбиции Грузии на членство в НАТО. Замкнутый круг?
- Получается, что так. Но сейчас речь идет о том, как наладить сотрудничество между НАТО и Грузией. Никто не может повлиять на это извне. Следующий шаг, план действий по вступлению в НАТО, станет очевидным сигналом о необратимости процесса. Это как с Южной Осетией: если Россия не будет сотрудничать, все продлиться гораздо дольше, но решение все равно будет найдено. Мы сделаем это с Москвой или без нее.
- Экс-министр Окруашвили был арестован после скандального телеинтервью. Критики видят в этом нехватку свободы слова.
- Окруашвили предпринял неслыханную атаку на нашего президента. Но любой человек в Грузии может открыто отстаивать свое мнение. Причина его ареста - не телеинтервью, а то, в чем он позднее сам признался. Люди наказываются за свои действия, а не за высказывания. У нас весьма активная оппозиция. На мой взгляд, она не должна быть настолько активной, но у нас же демократия.
- В августе между Грузией и Россией разгорелся новый конфликт в связи с падением ракеты на грузинскую деревню. Россия опровергла сообщения о своей причастности к этому. Если предположить, что грузинские обвинения справедливы, то чего хотела Россия этим добиться?
- Этого никто не может понять, разумного объяснения нет. Нам остается только радоваться тому, что ракета не взорвалась. Но этого повториться не должно, ни в Грузии, ни где-нибудь еще в Европе. И об этом я планирую говорить во вторник в ОБСЕ. Нас обрадовала реакция Европы, при этом мы постарались избежать конфликта с Россией. Но всем было ясно, что произошло на самом деле.