Перед лицом гонений чеченский сепаратизм перерождается в региональное восстание исламистов, утверждает The Washington Post. Самая взрывоопасная обстановка сложилась в Ингушетии, полагает корреспондент Филип П. Пэн.
Молодая женщина Мадина Албакова поведала газете, что сотрудники спецслужб застрелили ее 20-летнего мужа, студента Мовсара Мержоева, а затем положили рядом с его телом автомат и заявили, что он был боевиком-исламистом. Они также забрали из дома все ценное, включая детскую одежду, рассказала Албакова. "Подобная жестокая тактика российских спецслужб способствует перерождению сепаратистского движения в Чечне в нечто потенциально еще более опасное: повстанческое движение радикальных мусульман, которое распространилось по региону, пользуется поддержкой различных народностей и, видимо, крепнет", - пишет издание. По мнению дипломатов, Россия не одобряет санкций в отношении Ирана именно потому, что опасается, что Тегеран в отместку поддержит мятежников.
Российское руководство давно возлагает вину за насилие на Кавказе на мусульманских экстремистов, которых поддерживают иностранные державы и террористические организации, но радикальный ислам пришел сюда относительно недавно, полагает автор. В 2007 году лидер чеченских повстанцев Доку Умаров отказался от борьбы за независимость Чечни и объявил джихад с целью создания Кавказского эмирата во всем регионе. В апреле этого года в своем видеообращении он разрешил атаковать гражданское население и объявил о возрождении бригады мучеников, которая совершала теракты по всей России в 2002-2006 годах. В текущей волне насилия играет крупную роль уроженец Сибири Александр Тихомиров, он же Саид Бурятский, взявший на себя ответственность за покушение на Евкурова и взрыв у ОВД в Назрани.
Тихомиров - самая подходящая фигура, вокруг которой могут объединиться этнические и локальные фракции: он не местный и имеет необычное происхождение, полагает редактор сайта "Кавказский узел" Григорий Шведов. Тихомиров - наполовину русский, наполовину бурят - принял ислам в Сибири, учился в Египте, а в прошлом году присоединился к повстанцам на Северном Кавказе. Рамзан Кадыров, со своей стороны, старается доказать, что Тихомиров не настоящий мусульманин, и обвиняет его в применении наркотиков для промывания мозгов завербованным.
Молодежь Ингушетии обожает Тихомирова, заметил в интервью газете покойный Макшарип Аушев. Сам Аушев был против создания Кавказского эмирата, но, по его словам, большинство ингушей считает, что при шариате они заживут лучше, чем при нынешней власти с ее злоупотреблениями. Аушев также считал, что многих повстанцев довели до терроризма жестокие действия ФСБ. "По словам лидера оппозиции Магомеда Хазбиева, которому власти не позволили баллотироваться на выборах 11 октября, повстанцы обещают то, что власти не могут или не хотят дать людям - справедливость", - пишет газета.