"У украинцев есть грустная шутка: "Россия и Украина похожи, как две бутылки воды, только одна с газом, а другая - без", - пишет корреспондент The Christian Science Monitor Фред Уэйр. - Это почти все, что нужно знать об усложняющихся роcсийско-украинских отношениях".
Последние несколько лет Москва пыталась втянуть Киев в Таможенный союз (ТС), который Владимир Путин надеется со временем превратить в геополитический Евразийский союз, говорится в статье. Главной приманкой Кремля были значительные скидки на газ, питающий украинскую экономику и обогревающий дома простых украинцев. Когда же соседи отказались вступать в ТС, цены на энергоноситель поползли вверх.
По мере приближения саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе, на котором Украина должна подписать соглашение об ассоциации с ЕС, давление Москвы усиливается. 29 октября российский премьер Дмитрий Медведев заявил, что хроническая неспособность Украины оплачивать счета в срок стала критичной проблемой, и не исключил введения предоплаты на поставки газа. На текущий момент Киев задолжал 882 млн долларов за топливо, полученное в августе, и Россия хотела бы увидеть эти деньги, говорится в статье.
В то же время главный советник Путина по экономическим вопросам Сергей Глазьев предупредил Киев о последствиях вступления в "неравноправную зону свободной торговли" Евросоюза. По его словам, украинская экономика вплоть до 2020 года будет терять по 1,5% ВВП в год. Зато в случае вступления в Таможенный союз "она одномоментно получает плюс 10 млрд долларов улучшения торговли".
"Все спекуляции на тему того, что Россия "помиловала" Украину и смирилась с тем, что она подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, не соответствуют действительности, - цитирует Уэйр директора Института стран СНГ Кирилла Фролова. - Россия не принимает цивилизационное предательство интересов украинского и российского народов".
"Украинцам не стоит надеяться на то, что русские поболтают [о последствиях], а потом просто обо всем забудут", - уверяет Фролов.