Недавно одна швейцарская газета напечатала заголовок "Имя врага - Москва", - пишет в статье для Tagesanzeiger профессор истории Восточной Европы из Цюрихского университета Нада Босковска. - В заголовке другой можно было прочитать: "Отвернитесь от России". В одном из интервью журналисты на полном серьезе спрашивали, почему русский народ так сильно хочет войны. В целом в последнее время различные издания предоставляют слишком много места явным противникам России, в частности из Грузии и государств Балтии, с Украины. "Можно ли, судя по этим публикациям, говорить, что к нам возвращается риторика холодной войны?" - задается вопросом автор.
Профессор полагает, что нет. "Противостояние между Россией и Западом имеет более глубокие исторические корни, - пишет она. - С исторической точки зрения холодная война была просто наиболее выраженной формой проявления этого феномена, к тому же она была идейно мотивирована наличием в мире двух систем - капиталистической и коммунистической". Но распад Восточного блока, в результате которого экс-советские республики быстро стали друзьями Запада, а России с такой же быстротой вновь достался статус врага, ясно показал, что дело вовсе не в коммунизме.
"Противоречия и недоверие определяли отношения между Россией с Западом на протяжении многих столетий, - продолжает Босковска. - Начало этому положили религиозные противоречия между Западной и Восточной церквями, которые и привели к появлению существенных культурных различий и взаимной вражды в Средние века. Некоторое время Россия была отрезана от Запада из-за татаро-монгольского нашествия. Но в XV веке Московское государство сбросило иго и стало быстро прирастать территориями, что заставило Запад начать рассматривать Россию в качестве конкурента и врага. В пропаганде немецких крестоносцев и Речи Посполитой Москву представляли в образе тиранического врага христианства".
"Преимущественно негативное отношение не изменилось и в последующие века, - говорится в статье: - растущую и крепнущую Россию продолжали считать на Западе врагом и обвиняли в империализме, поскольку ее действия на Балканах и в Азии противоречили интересам западных держав. Помимо экспансионизма, Россию критиковали за ее внутреннее устройство, ибо она оставалась автократией с одним формальным правителем даже в XIX столетии, когда в Европе участие в политической жизни уже могли принимать классы, которые раньше были этого лишены. (...) Революция 1917 года, когда Россия выбрала для себя отличающийся от западного путь, привела к еще большему отчуждению Запада от России".
После развала Советского Союза и завершения идеологического противостояния все "поменялось на очень короткое время, поскольку слабая Россия 1990-х годов не могла быть врагом для Запада", пишет Босковска. "Запад даже симпатизировал ей. Но этому внезапно пришел конец с приходом к власти Путина, решившего вернуть стране традиционный статус крупной державы".
Автор статьи делает следующий вывод: "Пускай это может не нравиться европейцам, пускай политика России во многих отношениях заслуживает критики, но Россия была и остается важным игроком на мировой арене, и поэтому было бы неосторожно игнорировать ее внешнеполитические интересы. (...) Россия и Европа - хотят они того или не хотят - сидят в одной лодке, и поэтому они обязаны договариваться друг с другом".