Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 сентября 2002 г.

Фред Уэйр | The Christian Science Monitor

Российская армия дезертиров

Военные реформы застопорились в связи с отсутствием средств и кадров

Старшие сослуживцы избили девятнадцатилетнего Анатолия рукоятками лопат в ходе т.н. "воспитательных занятий". Он решил дезертировать из армии всего через два месяца после призыва.

По его словам новобранцам сказали, что они должны "отрабатывать свое содержание" попрошайничеством, грабить дома местных жителей. "Я не против службы в армии, - сказал Анатолий, отправленный служить по Нарофоминск. - Я готов служить в любом подразделении, только не в этом".

Судьбы многих новобранцев показывают, что амбициозные реформы вооруженных сил, о которых Кремль заявил год назад, начинают выдыхаться.

В текущем месяце министерство обороны впервые за много десятков лет сообщило о количестве дезертиров. В первой половине года из армии бежало 2265 человек.

Комитет солдатских матерей, единственная общественная организация, помогающая дезертирам, утверждает, что на самом деле каждый год из армии бегут 40 000 новобранцев.

В августе глава Генштаба генерал Анатолий Квашнин выступил с неожиданно откровенным заявлением. Он признал, что офицерский состав "погряз в махинациях и коррупции", что после десятилетия недофинансирования и в результате неудачных реформ вооруженные силы находятся в критической ситуации.

Ежегодно в тусклых коридорах Московского комитета солдатских матерей собираются десятки дрожащих от страха дезертиров в поношенных шинелях. Худой и молчаливый Денис, несколько раз бежавший из своего подмосковного подразделения, говорит, что его постоянно избивали и унижали офицеры и старшие сослуживцы. Рядом с ним сидит его мать. Она говорит, что три раза заставляла его возвращаться обратно в бараки. Мать верила утверждениям командира, который говорил, что у Дениса просто "слабый характер". Она говорит, что решила обратиться за помощью в Комитет солдатских матерей, когда поняла, что мальчик страшно напуган тем, что происходит в армии и не хочет возвращаться назад. "Я не знаю, что мне с ним делать, - говорит она. - Я вообще не могу понять, что творится в этой стране".

Совместно с прокуратурой организация матерей организовала специальные военные подразделения, в которых дезертиры могут находиться под юрисдикцией армии в то время, пока идет рассмотрение их дел. Валентина Мельникова, глава национальных комитетов солдатских матерей говорит, что это - единственный законный способ помочь юношам. По ее словам, более половины дезертиров, принявших участие в этой программе, увольняются из вооруженных сил по состоянию здоровья и почти все остальные переводятся на службу в другие подразделения.

"Когда к нам приходит дезертир, мы говорим ему, что прежде всего, он должен действовать согласно законам, - объясняет Мельникова.- После этого мы ищем способы спасти его от возвращения в то же самое подразделение, где он подвергался избиениями и унижением. Как правило нам это удается. Главное - добиться снятия обвинения в дезертирстве, потому что это чревато очень суровым уголовным наказанием. Закона об исковой давности нет, а потому жизнь осужденного разрушена раз и навсегда".

Обычно в армию призываются юноши, которые не проходят обучение в ВУЗах, которые не имеют связей и денег, и которые, по иронии, весьма патриотично настроены. "Через месяц после начала призыва к нам начинают приходить мальчики. Они рассказывают истории, от которых волосы на голове встают дыбом, - говорит Наталья Сердюкова, глава Комитета солдатских матерей г. Сочи. - Я не могу понять, почему армия тратит так много средств на призыв этих ребят и ничтожно мало на питание, подготовку и заботу о тех, кто служит".

Год назад президент Владимир Путин представил план, согласно которому к 2010 г. огромная армия должна превратиться в малочисленные, современные профессиональные вооруженные силы. В Псковской области был начат первый эксперимент. Предполагалось в течение года сделать 76-я воздушно-десантную дивизию чисто профессиональной, а потом использовать ее в качестве образца для дальнейших реформ.

В августе эксперимент пришлось прекратить в связи с отсутствием средств на то, чтобы привлекать добровольцев. "Военная реформа уперлась в кирпичную стену в связи с сопротивлением офицерского состава и отсутствием ресурсов", - сказал Сергей Казеннов, эксперт независимого московского Центра изучения проблем национальной безопасности и стратегии.

По мнению многих экспертов, количество генералов - их в российской армии более 2000 - можно сократить как минимум в два раза. Точно также можно поступить и с остальными старшими офицерами. Младшие офицеры и сержанты получают очень низкие зарплаты и живут в тяжелых условиях, а потому специалистов, способных работать с призывниками, не хватает. Младший лейтенант зарабатывает 2600 рублей в месяц. Многие говорят, что такая структура армии, где все достается многочисленным старшим офицерам, является главным препятствием для реформ.

"Наши генералы прошли подготовку в советские времена. Они считают, что советская армия была самой лучшей в мире, - говорит независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. - Их цель - восстановить эту армию, а не создавать вооруженные силы нового типа".

Ключевой частью реформ должен был стать закон об альтернативной военной службе, который мог бы облегчить процедуры, связанные с отказом от военной службы по религиозным соображениям, что предусмотренно Конституцией 1993 г. В июле этот закон был утвержден Госдумой. Правозащитники были потрясены его жесткостью. Лицо, отказывающееся служить, должно доказать, что является пацифистом, перед военным трибуналом, а потом согласиться на три года службы под командованием обычных военных офицеров. "Проходящие альтернативную службу будут жить вместе с остальными призывниками, только дольше. Единственной их привилегией будет право не носить оружие, - сказал военный эксперт либеральной газеты "Новые Известия" Владимир Урбан. - Это больше похоже на наказание для тех, кто не хочет служить".

Эксперты говорят, что реформы Путина застопорились. "Чтобы провести реальную военную реформу, необходимо много сконцентрированной политической воли, - говорит Игорь Бунин, глава Центра политических технологий. - Я думаю, что надежды на это очень мало, по крайней мере, до следующих парламентских и президентских выборов (декабрь 2003 и марь 2004 гг.)".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru